Папки-передвижки

Опыт «Технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста»

Елена Митряйкина
Опыт «Технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Работа по внедрению технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников проводилась мною в течение 2-х лет, с сентября 2018 по март 2020 год.

Актуальность работы : Сенситивным периодом для развития

Публикация «Опыт „Технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.

Здесь на помощь мне пришел тимбилдинг – технология командообразования, Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) – это, прежде всего, инструмент построении команды, который необходим каждому человеку. Сама по себе идея командостроения не нова. Однако существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг» и наша страна является одной из родоначальниц этого явления. История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, тур слетов и выездных многодневных походов. Именно тогда, в далеком прошлом, зародился «Детский тимбилдинг».

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Макаренко А. С. рассматривал коллектив, как органическую часть социалистического общества. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и др.

Авторы (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Р. С. Буре) указывают, что совершенствования процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе нашего общества и решается она, благодаря нахождению ребенка в коллективе.

Технология тимбилдинга, как работа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста является актуальной, так как способствует выявлению у обучающихся лидерских способностей, активному взаимодействию и взаимоподдержки детей в командообразующихся играх; проявлению важных человеческих качеств личности, таких как: доброта, взаимопомощь, самостоятельность, умение работать в команде, развитие коммуникативного общения, самосовершенствование.

С помощью различных игр, тренингов, упражнений по командообразованию дети быстро вовлекаются в образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в играх.

Таким образом, технология тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста становится очень актуальной, что и определило выбор темы моей работы.

Основная цель заключалась в систематизации, подборе игр, упражнений технологии тимбилдинга, направленных на социально – коммуникативное развитие детей, создание наиболее благоприятных условий для развития личности индивидуальности ребенка в детском коллективе.

Передо мной ставилась проблема: каковы наиболее более эффективные способы, сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :

• создать и поддержать дружеские отношения в группе;

• снять психологическое напряжение, снять конфликт;

• повысить уровень доверия и взаимопомощи в группе

• повысить уровень личной ответственности за результат;

• перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.

формирование позитивно направленного, жизнеспособного детского коллектива;

• организация высокоэффективной системы деятельности;

формирование системы ценностей детского коллектива;

формирование благоприятного психологического климата детского коллектива.

Для решения поставленных задач использовала комплекс методов и приё мов:

Словесные - объяснения, указания, похвала, беседа.

Практические - упражнения, игры, тренинги, конкретные задания, игровые приемы.

Проблемные – создание проблемной ситуации.

Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему.

Работа по решению поставленных задач в соответствии ФГОС проводилась с учетом следующего комплекса принципов:

Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка);

Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);

Ожидаемые результаты

• Обеспечение возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера,

• планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

• распределять роли,

• взаимно контролировать действия друг друга,

• уметь договариваться, вести дискуссию,

• правильно выражать свои мысли в речи.

• повышение педагогической культуры родителей.

Новизна моего педагогического опыта заключалась в модернизации содержания работы с детьми на основе внедрения технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию.

Работа была распределена на определё нные этапы:

1. Организационный этап

1 этап – сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.

Проведён анализ психолого-педагогической литературы по теме, разработана структура внедрения технологии тимбилдинга для социально-коммуникативного развития детей. Организован сбор информации по данной теме основе диагностики социально-личностной компетенции.

Изучена литература:

1. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М. : Просвещение, 2005. 3. Римашевская Л. С.

2. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М., Центр педагогического образования, 2007.

3. Формирование нравственного здоровья дошкольников : Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой.

4. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2000

5. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб. : Речь, 2005. — 187 с.

Сбор информации по проблеме на основе диагностики социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.

Для выявления уровня социально-личностного развития, социальных навыков детей использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю. (Приложение № 1)

Мониторинг проводился на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №11 «Белоснежка» г. Тында в период с 15.09.18 по 15.10.18.

В проведении входного мониторинга участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 18 человек.

Полученные результаты выявили, высокий уровень у 10%, это дети, которые берут на себя функцию организатора взаимодействия, распределяют обязанности; проявляют умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способные оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику.

Средний уровень показали – 36 %, эти дети недостаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника, однако могут возразить, учитывая свои интересы, выступают со встречным предложением; знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно за ней не обращаются;

И низкий уровень имеют 54% детей которые не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.

В большей части дети показали низкий уровень сформированности социально – коммуникативных навыков развития.

Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих формированию социально – коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии тимбилдинга.

Уровень сформированности социально – коммуникативной компетентности на сентябрь – октябрь 2018 года

На основании полученных результатов мною был составлен план работы по социально - коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста :

1. Создание социально-педагогических, психологических условий по формированию социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр технологии тимбилдинг.

2. Подбор психологических игр, упражнений для детей по данному направлению работы.

3. Организация работы с родителями.

2 этап – основной (формирующий) – декабрь 2018 г. – февраль 2019г.

Целью данного этапа было формирование процесса социально-коммуникативных навыков через игры технологии тимбилдинга.

Данные игры были разбиты на тематические блоки.

1. Блок «Игры на знакомство»

Подобные игры проводились с привлечением детей старшего дошкольного возраста с других групп детского сада, так как данные игры предполагали наличие незнакомых или мало знакомых друг с другом детей.

Через выполнение игровых заданий происходило знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливались контакты между ними. В ходе игр на знакомство дети раскрепощались, становились свободнее, появлялся всеобщий положительный настрой, возникала дружественная доброжелательная атмосфера. Играя, ребята получали опыт общения в совместной творческой деятельности.

В данном блоке применяла такие игры, как «Здравствуй друг!», «Вот я какой!», «Верёвочка» (Приложение № 2)

2. Блок «Игры на развитие межличностных взаимодействий»

Цель этих игр заключалась в создании условий для полноценного общения детей, моделировании таких ситуаций, в которых у детей :

• снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

• прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

формируется умение ценить свою и чужую работу;

• закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Игровые занятия строились таким образом, что каждый участник "проживал" различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию и т. д.

Здесь дети "узнали" себя в качестве партнера по общению, открывали в себе самые разнообразные стороны личности (и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому). Одно из важнейших качеств ведущего игр на взаимодействие состояло в готовности к импровизации.

В данном блоке применяла такие игры, как «Гусеница», «Обруч», «Скульпторы» (Приложение № 3)

3. Блок «Игры на взаимоотношения между детьми»

Данные игры и игровые задания проводились с целью привития детям правил взаимоотношений человека с обществом, коллективом и самим собой. С их помощью детей учили оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия; замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение; научить контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои проступки, свою работу.

В данном блоке применяла такие игры, как «Паровозики», «Змейка», «Два берега» (Приложение № 4)

4. Блок «Игры на нахождение лидеров в детском коллективе»

Задачами игр на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе:

- выявление в ходе игры первичного уровня знаний ребенка собственного лидерского потенциала;

- создание условий для реализации лидерского потенциала ребенка посредством игры;

- приобретение первичных знаний форм работы в коллективе и основ формирования команды единомышленников.

В данном блоке применяла такие игры, как «Фигуры», «Круги дружбы», «Пойми меня» (Приложение № 5)

5. Блок «Игры-развлечения»

Главным принципом организации игр-развлечений является дарить детям радость встречи в игровом общении. Таких игр очень много, они разнообразны и доступны для мальчиков и девочек разных возрастов, любой из них может найти себе те игры в соответствии со своими потребностями и интересами. Целей и задач игр-развлечений несколько :

- дети вовлекаются во всестороннее общение со сверстниками;

- приобщаются к игровой культуре;

- формируется у детей интерес к знаниям на основе игровых технологий;

- формируется чувства радости от совместного дела – игры;

- формируется и развивается творческий потенциал детей.

В данном блоке применяла такие игры, как «Юные таланты», «Кенгуру»,квест - игры (Приложение № 6)

В ходе реализации опыта осуществляла консультативную поддержку родителей: «Детский тимбилдинг. Что это такое?», «Коммуникативные игры – это серьезно», «Тимбилдинг для укрепления семьи» (Приложение № 7,8,9)

С данной темой выступила на городском семинаре для педагогов, показав мастер-класс «Технология тимбилдинга, как форма работы по социально коммуникативному развитию» (Приложение № 10)

На сайте детского сада разместила буклет «Технология тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию детей» (Приложение № 11)

3 этап – заключительный (контрольный) – март 2020года

На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.

Для диагностирования уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста снова использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.

Также использовала систему мониторинга достижения детьми примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Применение данной технологии диагностирования позволило мне отследить уровень повышения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Уровни социально-коммуникативного развития детей через использование технологии тимбилдинга за 2018 - 2020 годы

Уровни 2018 - 2019 2019 - 2020

Высокий 31% 64 %

Средний 46 % 34%

Низкий 23 % 2%

Уровни социально-коммуникативного развития детей через использование технологии тимбилдинга за 2018 - 2020 годы

По данным мониторинга, проводимого с 2018 – 2020 г. уровень социально-коммуникативного развития детей постепенно вырос. В диаграмме хорошо прослеживается, что высокий уровень вырос на 33 %, средний уровень уменьшился в связи с увеличением высокого уровня, низкий уровень практически отсутствует.

Таким образом, анализ результатов мониторинга уровня социально- коммуникативного развития детей показывает, дети, в работе с которыми использовались игры, упражнения по командообразованию, показывают лучшие результаты:

• дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия;

• легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей;

• активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;

• в конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.

Подводя итоги о проделанной работе, пришла к следующим выводам:

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в социальном развитии детей, к личностному росту дошкольников

Технология Тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию, помогла мне сплотить детей, я заметила, что ребята стали меньше ссориться, больше уступать друг другу, они научились общаться друг с другом и с взрослыми, поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, действовать в команде и побеждать.

Результаты, которые мы достигли с помощью качественно проведенного тимбилдинга

• нормализация атмосферы и отношений внутри группы, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;

получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;

• верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;

• открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;

• повышение уровня инициативности дошкольников;

• повышение уровня доверия в коллективе.

Таким образом, для того, чтобы превратить группу детей в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, необходимы командные игры, совместные походы и «мозговые штурмы», которые помогут сплотить детский коллектив и сделать его настоящей суперкомандой, что и позволяет сделать детский тимбилдинг.

В результате работы был разработан сборник игр по командообразованию (Приложение № 2,3,4,5,6, подобраны диагностические и методические материалы для педагогов и специалистов дошкольного образования по вопросу применения технологии тимбилдинга в работе с детским коллективом в образовательном процессе ДОУ (Приложение № 1, 12, 13, разработан цикл консультаций для родителей по данной технологии (Приложение № 7, 8, 9).

Перспективы на будущее:

1. Продолжить работу по ознакомлению и внедрению в свою работу инновационных педагогических технологий;

2. Пополнять сборник игр по командообразованию согласно возрастным особенностям детей;

3. Создать методическую разработку «Сборник игр по разным направлениям тимбилдинга».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группыКонспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС ДО) 1.«Возрастная линия» Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости. Ход игры Педагог предлагает.

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Баба-Яга против» для детей 3–4 лет Программное содержание: Развивать умение передавать чувства через ласковые, добрые слова. Продолжать формировать элементарные представления.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» (ПДД) в подготовительной группе детей с ЗПР .

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста Цель: формирование представлений детей о библиотеке, закрепление знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитание бережного.

Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДООТехнология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт «Технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 13:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт «Технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Митряйкина (УИ 676768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД