Елена Митряйкина
Опыт «Технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по внедрению технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников проводилась мною в течение 2-х лет, с сентября 2018 по март 2020 год.
Актуальность работы : Сенситивным периодом для развития
Публикация «Опыт „Технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Тимбилдинг в детском саду
- Темочки
эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Здесь на помощь мне пришел тимбилдинг – технология командообразования, Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) – это, прежде всего, инструмент построении команды, который необходим каждому человеку. Сама по себе идея командостроения не нова. Однако существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг» и наша страна является одной из родоначальниц этого явления. История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, тур слетов и выездных многодневных походов. Именно тогда, в далеком прошлом, зародился «Детский тимбилдинг».
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Макаренко А. С. рассматривал коллектив, как органическую часть социалистического общества. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и др.
Авторы (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Р. С. Буре) указывают, что совершенствования процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе нашего общества и решается она, благодаря нахождению ребенка в коллективе.
Технология тимбилдинга, как работа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста является актуальной, так как способствует выявлению у обучающихся лидерских способностей, активному взаимодействию и взаимоподдержки детей в командообразующихся играх; проявлению важных человеческих качеств личности, таких как: доброта, взаимопомощь, самостоятельность, умение работать в команде, развитие коммуникативного общения, самосовершенствование.
С помощью различных игр, тренингов, упражнений по командообразованию дети быстро вовлекаются в образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в играх.
Таким образом, технология тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста становится очень актуальной, что и определило выбор темы моей работы.
Основная цель заключалась в систематизации, подборе игр, упражнений технологии тимбилдинга, направленных на социально – коммуникативное развитие детей, создание наиболее благоприятных условий для развития личности индивидуальности ребенка в детском коллективе.
Передо мной ставилась проблема: каковы наиболее более эффективные способы, сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :
• создать и поддержать дружеские отношения в группе;
• снять психологическое напряжение, снять конфликт;
• повысить уровень доверия и взаимопомощи в группе
• повысить уровень личной ответственности за результат;
• перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.
• формирование позитивно направленного, жизнеспособного детского коллектива;
• организация высокоэффективной системы деятельности;
• формирование системы ценностей детского коллектива;
• формирование благоприятного психологического климата детского коллектива.
Для решения поставленных задач использовала комплекс методов и приё мов:
Словесные - объяснения, указания, похвала, беседа.
Практические - упражнения, игры, тренинги, конкретные задания, игровые приемы.
Проблемные – создание проблемной ситуации.
Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему.
Работа по решению поставленных задач в соответствии ФГОС проводилась с учетом следующего комплекса принципов:
Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка);
Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);
Ожидаемые результаты
• Обеспечение возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера,
• планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
• распределять роли,
• взаимно контролировать действия друг друга,
• уметь договариваться, вести дискуссию,
• правильно выражать свои мысли в речи.
• повышение педагогической культуры родителей.
Новизна моего педагогического опыта заключалась в модернизации содержания работы с детьми на основе внедрения технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию.
Работа была распределена на определё нные этапы:
1. Организационный этап
1 этап – сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.
Проведён анализ психолого-педагогической литературы по теме, разработана структура внедрения технологии тимбилдинга для социально-коммуникативного развития детей. Организован сбор информации по данной теме основе диагностики социально-личностной компетенции.
Изучена литература:
1. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М. : Просвещение, 2005. 3. Римашевская Л. С.
2. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М., Центр педагогического образования, 2007.
3. Формирование нравственного здоровья дошкольников : Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2000
5. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб. : Речь, 2005. — 187 с.
Сбор информации по проблеме на основе диагностики социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.
Для выявления уровня социально-личностного развития, социальных навыков детей использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю. (Приложение № 1)
Мониторинг проводился на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №11 «Белоснежка» г. Тында в период с 15.09.18 по 15.10.18.
В проведении входного мониторинга участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 18 человек.
Полученные результаты выявили, высокий уровень у 10%, это дети, которые берут на себя функцию организатора взаимодействия, распределяют обязанности; проявляют умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способные оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику.
Средний уровень показали – 36 %, эти дети недостаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника, однако могут возразить, учитывая свои интересы, выступают со встречным предложением; знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно за ней не обращаются;
И низкий уровень имеют 54% детей которые не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.
В большей части дети показали низкий уровень сформированности социально – коммуникативных навыков развития.
Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих формированию социально – коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии тимбилдинга.
Уровень сформированности социально – коммуникативной компетентности на сентябрь – октябрь 2018 года
На основании полученных результатов мною был составлен план работы по социально - коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста :
1. Создание социально-педагогических, психологических условий по формированию социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр технологии тимбилдинг.
2. Подбор психологических игр, упражнений для детей по данному направлению работы.
3. Организация работы с родителями.
2 этап – основной (формирующий) – декабрь 2018 г. – февраль 2019г.
Целью данного этапа было формирование процесса социально-коммуникативных навыков через игры технологии тимбилдинга.
Данные игры были разбиты на тематические блоки.
1. Блок «Игры на знакомство»
Подобные игры проводились с привлечением детей старшего дошкольного возраста с других групп детского сада, так как данные игры предполагали наличие незнакомых или мало знакомых друг с другом детей.
Через выполнение игровых заданий происходило знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливались контакты между ними. В ходе игр на знакомство дети раскрепощались, становились свободнее, появлялся всеобщий положительный настрой, возникала дружественная доброжелательная атмосфера. Играя, ребята получали опыт общения в совместной творческой деятельности.
В данном блоке применяла такие игры, как «Здравствуй друг!», «Вот я какой!», «Верёвочка» (Приложение № 2)
2. Блок «Игры на развитие межличностных взаимодействий»
Цель этих игр заключалась в создании условий для полноценного общения детей, моделировании таких ситуаций, в которых у детей :
• снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
• развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
• прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
• формируется умение ценить свою и чужую работу;
• закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Игровые занятия строились таким образом, что каждый участник "проживал" различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию и т. д.
Здесь дети "узнали" себя в качестве партнера по общению, открывали в себе самые разнообразные стороны личности (и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому). Одно из важнейших качеств ведущего игр на взаимодействие состояло в готовности к импровизации.
В данном блоке применяла такие игры, как «Гусеница», «Обруч», «Скульпторы» (Приложение № 3)
3. Блок «Игры на взаимоотношения между детьми»
Данные игры и игровые задания проводились с целью привития детям правил взаимоотношений человека с обществом, коллективом и самим собой. С их помощью детей учили оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия; замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение; научить контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои проступки, свою работу.
В данном блоке применяла такие игры, как «Паровозики», «Змейка», «Два берега» (Приложение № 4)
4. Блок «Игры на нахождение лидеров в детском коллективе»
Задачами игр на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе:
- выявление в ходе игры первичного уровня знаний ребенка собственного лидерского потенциала;
- создание условий для реализации лидерского потенциала ребенка посредством игры;
- приобретение первичных знаний форм работы в коллективе и основ формирования команды единомышленников.
В данном блоке применяла такие игры, как «Фигуры», «Круги дружбы», «Пойми меня» (Приложение № 5)
5. Блок «Игры-развлечения»
Главным принципом организации игр-развлечений является дарить детям радость встречи в игровом общении. Таких игр очень много, они разнообразны и доступны для мальчиков и девочек разных возрастов, любой из них может найти себе те игры в соответствии со своими потребностями и интересами. Целей и задач игр-развлечений несколько :
- дети вовлекаются во всестороннее общение со сверстниками;
- приобщаются к игровой культуре;
- формируется у детей интерес к знаниям на основе игровых технологий;
- формируется чувства радости от совместного дела – игры;
- формируется и развивается творческий потенциал детей.
В данном блоке применяла такие игры, как «Юные таланты», «Кенгуру»,квест - игры (Приложение № 6)
В ходе реализации опыта осуществляла консультативную поддержку родителей: «Детский тимбилдинг. Что это такое?», «Коммуникативные игры – это серьезно», «Тимбилдинг для укрепления семьи» (Приложение № 7,8,9)
С данной темой выступила на городском семинаре для педагогов, показав мастер-класс «Технология тимбилдинга, как форма работы по социально коммуникативному развитию» (Приложение № 10)
На сайте детского сада разместила буклет «Технология тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию детей» (Приложение № 11)
3 этап – заключительный (контрольный) – март 2020года
На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.
Для диагностирования уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста снова использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.
Также использовала систему мониторинга достижения детьми примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Применение данной технологии диагностирования позволило мне отследить уровень повышения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Уровни социально-коммуникативного развития детей через использование технологии тимбилдинга за 2018 - 2020 годы
Уровни 2018 - 2019 2019 - 2020
Высокий 31% 64 %
Средний 46 % 34%
Низкий 23 % 2%
Уровни социально-коммуникативного развития детей через использование технологии тимбилдинга за 2018 - 2020 годы
По данным мониторинга, проводимого с 2018 – 2020 г. уровень социально-коммуникативного развития детей постепенно вырос. В диаграмме хорошо прослеживается, что высокий уровень вырос на 33 %, средний уровень уменьшился в связи с увеличением высокого уровня, низкий уровень практически отсутствует.
Таким образом, анализ результатов мониторинга уровня социально- коммуникативного развития детей показывает, дети, в работе с которыми использовались игры, упражнения по командообразованию, показывают лучшие результаты:
• дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия;
• легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей;
• активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;
• в конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.
Подводя итоги о проделанной работе, пришла к следующим выводам:
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в социальном развитии детей, к личностному росту дошкольников
Технология Тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию, помогла мне сплотить детей, я заметила, что ребята стали меньше ссориться, больше уступать друг другу, они научились общаться друг с другом и с взрослыми, поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, действовать в команде и побеждать.
Результаты, которые мы достигли с помощью качественно проведенного тимбилдинга
• нормализация атмосферы и отношений внутри группы, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;
• получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;
• верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;
• открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;
• повышение уровня инициативности дошкольников;
• повышение уровня доверия в коллективе.
Таким образом, для того, чтобы превратить группу детей в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, необходимы командные игры, совместные походы и «мозговые штурмы», которые помогут сплотить детский коллектив и сделать его настоящей суперкомандой, что и позволяет сделать детский тимбилдинг.
В результате работы был разработан сборник игр по командообразованию (Приложение № 2,3,4,5,6, подобраны диагностические и методические материалы для педагогов и специалистов дошкольного образования по вопросу применения технологии тимбилдинга в работе с детским коллективом в образовательном процессе ДОУ (Приложение № 1, 12, 13, разработан цикл консультаций для родителей по данной технологии (Приложение № 7, 8, 9).
Перспективы на будущее:
1. Продолжить работу по ознакомлению и внедрению в свою работу инновационных педагогических технологий;
2. Пополнять сборник игр по командообразованию согласно возрастным особенностям детей;
3. Создать методическую разработку «Сборник игр по разным направлениям тимбилдинга».