Наталья Холкина
Опыт реализации ФГОС дошкольного образования — проблемы и перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых отводится игре.
Темочки:
Одним из базовых инновационных положений федерального образовательного стандарта дошкольного образования является смещение акцента с образовательной активности взрослого по трансляции детям содержания образования на создание условий : социальной ситуации развития и предметно- пространственной среды.
Одним из условий реализации ФГОС ДО является развитие предметно – пространственной среды.
Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать.
Предметно-развивающая среда в групповых помещениях организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
В группе имеется игровой центр, который оснащён необходимой игровой мебелью для развё ртывания сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Стройка», «Автопарк» и т. п. Необходимой атрибутикой, обеспечивающей сюжет игры с детьми старшей группы, служат как приобретённые игровые предметы, так и изготовленные своими руками. Недостающую атрибутику для игр заменяем предметами – заместителями (например, кирпичик – это строительный материал, который может быть «печеньем», «телефоном», «мылом» и т. п. в зависимости от сюжета игры). Таким образом, реализуем принцип полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Гендерный подход в организации игрового пространства обеспечивается набором различных игр и игрушек для девочек и мальчиков. Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предмета женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; для мальчиков - детали военной формы, технические игрушки.
Ширмы, игровая мебель, перегородки, детские стулья позволяют организовать пространство группы в зависимости от выбранного детьми сюжета игры. Таким образом, реализуется принцип трансформируемости построения РППС в группе.
В игровом центре «Познание» имеются в достаточном количестве игры, дидактические пособия, направленные на развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста, развитие детской любознательности. Игры меняются в зависимости от смены времён года, темы недели. Таким образом, реализуется принцип вариативности РППС.
В игровом центре «Речевое развитие» имеются дидактические игры и пособия соответствующего содержания (например, лото «В мире животных», домино «Ягоды и фрукты» и т. п., пазлы, разрезные картинки, картинки для рассказывания и прочее. Все игры, пособия и игрушки находятся в свободном доступе для детей. Таким образом, реализуется принцип доступности при организации РППС. Прекрасным дополнением к речевому центру служит центр театральной деятельности. Используется ширма ростовая, ширма для настольного театра. В центре имеется пальчиковый, кукольный театры, куклы би-ба-бо, костюмы, маски, атрибутика для различных сказок, аудиотека.
С целью удовлетворения потребности детей в движении, центральное место в группе занимает спортивный уголок, в котором находятся как приобретённые игрушки и дидактические пособия, так и изготовленные своими руками. Имеются пособия для корригирующей гимнастики, пособия для профилактики различных заболеваний (например, массажные коврики в качестве профилактики плоскостопия). Имеются картотека пальчиковых игр, гимнастики для глаз, картотека для организации физкультурных пауз во время непосредственной образовательной деятельности с детьми. Всё оборудование, игры, игрушки подобраны в соответствии с принципом безопасности построения развивающей предметно-пространственной среды.
Участниками образовательного процесса являются и родители воспитанников. Работа с родителями планируется заранее. Начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольных группах. Провожу анкетирование, личные беседы, все это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать новые, интересные формы взаимодействия с семьей.
В своей работе стараюсь использовать нетрадиционные формы и методы работы. Встречи с родителями у нас называются «Родительский вечер», «Душевный разговор», «Гостиная для родителей».
К форме душевного разговора приглашаются те родители, чьи дети имеют проблемы : агрессивны, не умеют общаться со сверстниками, плохо справляются с развивающими задачами.
Родительский вечер начинается с выступления детей: это может быть показ кукольного спектакля или театрализованной сценки, мини - концерта, а затем проводится встреча по теме.
В гостиной для родителей присутствующие делятся опытом воспитания и образования детей.
Также проводятся мастер-классы, где не только педагоги обучают родителей различным приемам рисования, лепки, аппликации, но и родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мы стараемся создать атмосферу взаимопонимания через общие интересы.
Использую наглядность - папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, буклеты, детские или совместные рисунки, поделки с родителями, фотовыставки, семейные газеты и уголки для родителей.
В своей группе на шкафчик ребенка за любой вид помощи, оказанной родителями, приклеиваю смайлик.
Родители стараются быть примером, как для своего ребенка, так и для остальных родителей. Дети строго ведут подсчет «наградам», при этом подталкивая родителей на оказание помощи. Даже пассивные родители начали активно принимать участие в жизнедеятельности дошкольных групп.
Подобное планирование работы группы направлено именно на реализацию стандарта ФГОС ДО, так как создаются благоприятные условия для развития индивидуальности каждого ребенка, развиваются его коммуникативные навыки, выявляются способности и творческий потенциал.
Список литературы:
1. 1. Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. -УЦ Перспектива, 2011г.
2. Кирьянова, Р. А. Проектирование предметно–развивающей среды /Р. А. Кирьянова; Спб. – КАРО: 2007.
3. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн–проектов развивающей предметной среды в детском саду и УВК/ С. Л. Новоселова; Москва – Центр инноваций в педагогике: 1995. – 64 с.
4. 4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
6. Программа развития БОУ «Колосовская средняя школа» на 2016-2021 годы.
7. Полякова, М. Н. Создание моделей предметно– развивающей среды в ДОУ: методическое пособие/ М. Н. Полякова; Москва – Центр педагогического образования : 2008.