Елена Грачёва
Опыт разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДОШКОЛЬНИКА КАК ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Социально-экономические изменения, происходящие в стране, развитие национальной системы образования в направлении демократизации и гуманизации, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации, содержанию коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Изменение подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей [ 2; 5 c.].
Публикация «Опыт разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс (Воробьева С. В., Лабунская Н. А., Тряпицына А. П., Тимофеева Ю. Ф. и др.).
Разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута в дошкольном образовательном учреждении № 8 компенсирующего вида города Трехгорного осуществляют педагоги, специалисты (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед) в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. Методы, средства и формы работы в инклюзивном ДОУ направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников. При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т. В. Волосовец, Т. Н. Гусева, Л. М. Шипицына и другие) :
• принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
• принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• принцип отказа от усредненного нормирования, т. е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
• принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
• принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• принцип мультидисциплинарности. Эффективность помощи ребенку зависит от кооперации действий различных специалистов, владеющих различным предметным, профессиональным видением тех или иных аспектов индивидуального развития ребенка.
Ниже приводим алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику, и схему-образец индивидуального образовательного маршрута.
Таблица 1
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ, реализующем инклюзивную практику
Этап медико-психолого-педагогического сопровожения ребёнка с ОВЗ Содержание работы
I этап - Подготовительный. Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.
II этап – Комплексной диагностики. Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.
III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.
Продолжение таблицы 1
V этап – Промежуточная диагностика. Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.
VI этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута Учитывается динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.
VII этап – Итоговая диагностика. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.
Таблица 2
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Дата заполнения: ___
1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Ф. И. О. ребенка
Дата рождения
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы)
Отец (ФИО, образование, место работы)
Воспитатели (ФИО) :
Специалисты:
Учитель-логопед:
Учитель-дефектолог:
Педагог-психолог:
Музыкальный руководитель:
Старшая медицинская сестра:
Группа здоровья
Режим пребывания ребёнка в ДОУ
Заключение ПМПК
Рекомендации ПМПК
Долговременные цели
Цели на текущий период (учебный год)
Таблица 3
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Специалист
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования Задачи коррекционно-развивающей работы
Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы
Формы оценки результатов работы (динамика ребёнка, самоанализ специалиста)
(заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребёнка непосредственно – по решению ПМПк ДОУ)
Таблица 4
Взаимодействие с социальными партнерами
Организация Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
(возможные)
Таблица 5
Взаимодействие с семьей
Направления взаимодействия
Формы взаимодействия
Содержание работы
Ответственный педагог/специалист
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.