Папки-передвижки

Опыт работы «Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Валентина Алексеевна Костина
Опыт работы «Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В. А. Костина

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №32» г. Орел

Музыкальное воспитание - это не воспитание

музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Опыт работы „Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и педагогов.

Основополагающими принципами при разработке комплекса мероприятий взаимодействия ДОУ и семьи по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста нами были избраны :

• Принцип взаимодействия ребёнка с той средой, в которой он живёт. Влияние этой среды может быть более или менее активной. И если в воспитании доминирует метод наблюдения, а процесс приобщения к окружающему миру носит случайный характер, то влияние менее активно.

• Принцип эмоциональной увлечённости, заинтересованности тем, что и как подаётся ребёнку. При общении с ребёнком на музыкальных занятиях, при соприкосновении с музыкой в быту взрослый должен руководствоваться любовью к воспитаннику и увлечённостью музыкальной деятельностью.

Составляя перспективный план, мы предусмотрели различные формы работы, направленные на повышение музыкально-педагогической культуры родителей в целях активизации их внимания к вопросу музыкального воспитания детей в семье. Остановимся на тех, которые оказались наиболее действенными.

Анализ анкет показал, что родители признают значительную роль музыки в формировании личности ребёнка, его творческих качеств. Но не все из них чётко представляют задачи музыкального воспитания, не знают, как создать условия, необходимые для качественного развития музыкальности детей.

С целью конкретизации задач и характеристики условий музыкального развития детей в семье мы провели родительское собрание на тему «Развитие музыкальности детей в семье : характеристика условий, задачи». При подготовке к собранию мы обратились к родителям с просьбой поделиться собственным опытом музыкального воспитания детей в семье. Нами были разработаны планы-вопросники, цель которых активизировать родителей, облегчить их подготовку к выступлению на собрании.

Планы-вопросники включали в себя следующие вопросы:

1. Какую музыкально-педагогическую литературу Вы читаете (-ли?

2. Покупаете ли Вы ребёнку музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты?

3. Обращаете ли Вы внимание ребёнка на красивое исполнение песни, танца (телевидение, радио, просите ли послушать музыкальное произведение, музыкальную сказку (магнитофон?

4. Обращаетесь ли Вы к ребёнку с просьбой спеть, станцевать или сыграть что-либо на детском музыкальном инструменте? Как часто?

5. Рассказываете, читаете ли Вы ребёнку книги о музыке?

6. Организовываете ли семейные домашние концерты, музыкальные игры?

7. Посещаете ли Вы вместе с ребёнком концертные залы, театры?

На собрании говорилось о значимости музыкального воспитания и развития детей, и как вывод были сформулированы главные задачи музыкального воспитания детей в семье (равно как и в ДОУ) :

-обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

-развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

-способствовать общему развитию детей средствами музыки.

При этом основополагающей задачей, стоящей перед родителями при развитии музыкальности детей, является создание условий для организации различных видов музыкальной деятельности детей в семье. Поэтому при проведении собрания мы использовали памятки на тему:

«Условия развития музыкальности детей в семье»

- наличие детских музыкальных инструментов, игрушек;

- наличие теле-, видео-, аудиоаппаратуры;

- наличие фонотеки ( репертуар: классическая, народная, современная детская музыка);

- наличие музыкально-педагогической литературы, литературы о музыке;

- владение родителями методами и приёмами музыкального воспитания и обучения детей.

Анализируя данную форму работы, считаем её действенной, так как данное мероприятие проходило в дружеском взаимодействии : воспитатель – музыкальный руководитель – родители. Нетрадиционная форма проведения собрания объединила в себе выступления педагогов и родителей, концертную программу и знакомство с оборудованием «Музыкального уголка» в группе. Родители не только узнали, какие условия необходимы для организации музыкальной деятельности ребёнка в семье, но они делились и своим собственным опытом музыкального воспитания детей, хотя, как правило, родители не любят откровенно высказываться о семейных делах и воспитании, остерегаясь того, что они делают что-то не так. Это говорит о том, что успех такого мероприятия зависит от тщательно продуманной подготовки, формы проведения.

Анализируя пожелания родителей, которые прозвучали на собрании, первое, что мы сделали, это оформили в группе выставку музыкально-педагогической литературы и аудиокассет с записями музыкальных произведений, рекомендуемых нами для использования на занятиях музыкальной деятельностью с ребёнком в семье «Как рассказать детям о музыке». Среди книг особое внимание родителей акцентировали на таких, как «Там, где музыка живёт» А. Клёнова, «Про трёх китов и многое другое…», «Как рассказать детям о музыке» Д. Кабалевского, среди кассет – серия «Музыкальные шедевры» подборка О. П. Радыновой. Ценность этой формы музыкально-педагогического просвещения родителей заключалась в том, что им была также предоставлена возможность воспользоваться книгами и аудиокассетами (записи аудиокассет переписывались, книги на некоторое время разрешалось взять в семью).

С целью показа методов и приёмов работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста и приёмов, направленных на формирование интереса детей к музыке, нами были организованы и проведены открытые просмотры занятий с детьми для родителей, а также – ряд музыкально-тематических бесед-концертов для детей и родителей, цель которых закрепить представления детей о жанрах в музыке (песня, танец, марш, о средствах музыкальной выразительности (темп, регистр, динамика, расширить музыкально-образный словарь детей, вызвать эмоциональные переживания на музыку.

Главной задачей нашей работы являлось развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности, в которой прежде всего развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, прививается интерес и любовь к ней. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях, которые ребёнок получает в процессе слушания-восприятия музыки. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Поэтому все занятия с детьми и родителями (тематические беседы, открытые просмотры занятий, консультации и т. д.) отвечали требованиям в этом направлении.

Так, после проведения открытого доминантном занятии «Музыка рассказывает…», где ведущим видом деятельности выступало восприятие музыки, а целью которого было не только развитие музыкальности детей, но и показ родителям методов и приёмов музыкального воспитания, развития музыкального восприятия детей, совместно с родителями мы собрали аудиокассеты, на которые записали для каждого ребёнка, каждой семьи музыку для слушания дома. К каждой кассете прилагались репертуар и памятка для родителей «Как слушать музыку с ребёнком дома». Таким образом, мы дали каждой семье своего рода конкретное домашнее задание, тем самым побуждая родителей к регулярным музыкальным занятиям с ребёнком в домашних условиях.

Организуя коллективные формы работы с родителями, целесообразно включать индивидуальные и дифференцированные (групповые). Они также позволяют своевременно помогать родителям преодолевать затруднения, возникающие в процессе музыкального воспитания детей и поддерживать уверенность в своих силах.

Так, цель беседы «Методы музыкального воспитания и обучения детей в семье» – разъяснение педагогических знаний родителям, которые имели затруднения в организации и руководстве музыкальной деятельностью детей в семье (совместная музыкальная деятельность, беседа, позитивная оценка).

Индивидуальные беседы по музыкальному развитию детей проводились музыкальным руководителем в присутствии воспитателя. Во время таких бесед мы знакомили родителей с уровнем музыкальных способностей ребёнка, с тем, как он справляется с заданиями на занятиях, какая роль ему будет отведена на празднике или развлечении, и какую помощь в этом могут оказать родители.

Именно благодаря постоянной информированности с обеих сторон (ДОУ и семьи) о развитии детей мы достигали не только успехов в их музыкальной деятельности, но и боролись с некоторыми эгоистичными проявлениями характера (например, стремление к лидерству в ансамбле, исполнять всегда сольные номера в концертах, или же с робостью, скованностью детей.

Очень интересной и продуктивной формой взаимодействия «педагог – ребёнок – родитель» оказалась «Музыкальная игротека», проводимая два раза в месяц. Цель этого мероприятия – закрепление знаний и умений детей, полученных на музыкальных занятиях в доступной игровой форме, развитие музыкальных способностей; повышение музыкально-педагогической культуры родителей; организация совместной музыкальной деятельности детей и взрослых. Пособия, музыкально-дидактические игры изготавливались совместно, их можно было взять для занятий домой.

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого – формирование разнообразных эмоций и чувств ребёнка. На празднике дети показывают свои достижения, демонстрируют музыкальные способности, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития. Проведение совместных праздников для родителей и детей приобщает родителей к творческой деятельности совместно со своими детьми, объединяет детей и взрослых, обогащает семейный досуг. Поэтому считаем необходимым привлекать родителей к таким мероприятиям.

Совместно с родителями были организованы и проведены музыкальный КВН «Песня, танец и игра помогают нам всегда», драматизация сказки «Кошкин дом». Цель мероприятий – закрепление полученных знаний, развитие музыкальности детей, укрепление взаимоотношений взрослых и детей, внедрение досугов такого вида в семейный быт.

Считаем проведение совместных праздников одной из эффективных форм работы с семьёй, так как родители являются не только желанными гостями, а и полноправными участниками всех действ – от идеи до воплощения:

- обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

- помощь в разработке сценария;

- поиск литературного материала;

- разучивание стихов, песен, танцев, работа с ролью;

- подготовка отдельных номеров;

- подготовка костюмов, атрибутов;

- помощь в оформлении помещения, изготовлении сюрпризов и подарков.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству педагогов – детей – родителей, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность, решает многие проблемы музыкального воспитания и развития детей как в ДОУ, так и в семье.

Таким образом, проводимая работа способствовала музыкальному развитию детей и повышению уровня музыкально-педагогической культуры родителей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы» Прежде чем начать говорить о взаимодействии.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»Вы хотите, чтобы ваши дети были способными.

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы .

Социальное партнерство библиотеки и ДОУ в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания В последнее время усилилась тенденция самоустранения и возложения всей ответственности решения вопросов воспитания и личностного развития.

Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Формы работы ДОУ и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Д. С. Лихачев писал «Любовь к родному.

Взаимодействие ДОУ с семьей как условие воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем и родителями, является воспитание у дошкольников.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ)Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 21:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи в процессе музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Алексеевна Костина (УИ 1063262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД