Кочурова Ольга
Опыт работы воспитателя «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Главным из показателей хорошего физического и нервно - психического развития дошкольника является развитие его мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика развивается с младенческого возраста естественным образом, а к подготовительному возрасту в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Сначала дети учатся хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем, подрастая, учатся держать ложку, карандаш. С взрослением моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук становиться намного больше. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое». Изобразительная деятельность для ребенка дошкольного возраста является самым интересным видом деятельности. Эта деятельность сочетает в себе лепку, аппликацию и рисование. Однако нетрадиционная техника «пластилинография» соединяет в себе лепку и рисование. «Пластилинография» - это рисование пластилином от «пластилин» - это материал, а «графия» - это изображать создавать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины пластилином, на картонной основе или любой другой горизонтальной поверхности (пластиковые крышки, стеклянная поверхность и т. д.) Работы в данной технике получаются объемные и выпуклые. Пластилин материал очень мягкий и пластичный, а также имеет огромную цветовую палитру. Цвета пластилина можно смешивать в нужные оттенки накладывая его друг на друга. В «пластилинографии» мы используем те же приемы раскатывания, оттягивания, отщипывания, что и в лепке. Главным инструментом в этой технике являются обе руки, отсюда следует что уровень умения зависит от того как дети владеют собственными руками.
Публикация «Опыт работы воспитателя „Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
«Пластилинография» - замечательный вид изобразительной деятельности по своим возможностям. Техника позволяет ребенку сделать картину более объемной, живой и выразительной, а еще дает детским пальчикам отличную мышечную нагрузку. «Пластилинография» - это та техника, которая не утомляет детей, а сохраняет работоспособность и активность на весь период, отведенный для выполнения задания. С помощью этой техники возможно найти индивидуальный подход к детям, учитывая их интерес и желания. Использование данной техники в работе с детьми способствует развитию пространственного мышления, интеллектуальному развитию, способности свободно выражать свой замысел, развитию мелкой моторики, развивает уверенность в собственных силах. Именно поэтому для работы с детьми в своей группе я выбрала нетрадиционную технику рисования пластилином «пластилинографию».
2. Актуальность
Проблема развития мелкой моторики ребёнка всегда является актуальной для дошкольных образовательных учреждений. Детям с плохо развитой ручной моторикой зачастую не удаётся правильно удерживать такие предметы как ложка или карандаш, а в целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами. Комплекс занятий пластилинографией же позволяет не только развивать речь и интеллектуальные способности дошкольников, но в первую очередь способствует совершенствованию мелкой моторики рук.
3. Цель и задачи
Цель: применение комплекса занятий по пластилинографии для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение материалов по пластилинографии и влияния данной техники на моторику ребёнка.
2. Создание системы занятий по пластилинографии с детьми в группе.
3. Создание условий, рабочей площадки для занятий пластилинографией в группе.
4. Обучение детей основным приёмам пластилинографии (размазывание, надавливание, вдавливание, отщипывание).
5. Обучение детей принимать поставленную задачу, слушать воспитателя и действовать согласно его указаниям.
6. Развитие интереса у ребёнка к данной дисциплине, процессу работы и её результатам.
7. Привлечение родителей к совместным занятия пластилинографией.
В начале года проводилась диагностика, результаты были не высоки, хотя некоторые успехи у нас уже были.
4. Образовательная деятельность с детьми
Процесс введения занятий пластилинографией в группе можно разделить на несколько этапов.
Для того чтобы работа в данной технике бала эффективна, нужно заинтересовать детей, следует начинать ее от легкого к более сложному. Не следует ставить перед детьми слишком трудные задачи, важно придать им уверенность в собственных силах и хвалить даже за не большие успехи в этой новой для них технике. Детское творчество должно радовать. Совместная работа по «пластилинографии» помогает наладить взаимоотношения в детском коллективе, а также формирует ответственность друг перед другом.
Этап первый
На данном этапе мы знакомим детей с техникой пластилинография : рассказываем о процессе создания картин с помощью данной техники, показываем технику работы, демонстрируем различные примеры работ, рассказываем о технике безопасности при работе с пластилином. Целью данного этапа является формирование у ребёнка интереса к пластилинографии, усвоение детьми теоретических знаний о работе в данной технике и зарождение мотивации к практическому обучению и, в дальнейшем, самостоятельной деятельности в рамках занятий пластилинографией. Итоги выполнения данного этапа работы : дети узнают о технике пластилинографии, её основным приёмам. С помощью визуальных материалов у детей складывается представление о том, как должна выглядеть работа, выполненная в рамках данных занятий.
Этап второй
На втором этапе выполнения программы по пластилинографии дети освоили основные приёмы пластилинографии : размазывание пластилина, соединение цветов, наложение их на рабочую поверхность, создание контура работы и т. п. Стоит отметить, что при обучении дети сумели выполнить работы по образцу, а также научились действовать по инструкции воспитателя.
Этап третий
Усвоив основные приёмы пластилинографии, дети получили возможность самостоятельно применить полученные знания, выбрав понравившуюся им композицию, цвета и возможные дополнительные материалы (бусины, веточки и т,д) Выполняя данный этап программы дети научились придумывать собственные сюжеты для картин в технике пластилинографии, проявлять творческую инициативу и работать самостоятельно.
Этап четвертый.
Этот этап комплекса занятий пластилинографией включил в себя выставку получившихся работ детей, рассказ об этих работах детьми непосредственно, их реакция на работы других ребят, оценка полученных знаний и практических навыков. Данный этап работы несёт в себе большую ценность, так как в процессе дети развивают навыки речи, учатся словестно выражать свои чувства и мысли, а также развивают своё критическое мышление, оценивая работы своих товарищей в группе.
Работа с родителями
Привлечение родителей к деятельности в детском саду, в том числе и творческой, также является важной частью образовательной программы дошкольников, поэтому ещё одной частью занятий пластилинографией стала совместная работа родителей, детей и воспитателя. Начать данный этап помогла моя деятельность по информированию родителей о данном комплексе занятий. Она включала в себя раздачу памяток о работе в технике пластилинография, оформление стендовой информации. Организация бесед с целью освещения проблемы развития мелкой моторики рук у детей и влияния данной техники на эти навыки. При работе с родителями были использованы различные формы мероприятий:
1. Родительское собрание
2. Стендовая информация
3. Просмотр презентаций
4. Информирование с помощью памяток
5. Совместная творческая работа родителей и детей
В ходе всех этих мероприятий родители стали ближе ознакомлены с информацией о развитии моторики у детей, а также стали больше времени уделять совместной творческой деятельности с ребёнком. Также стоит отметить то, что дети рассказывают родителям о занятиях пластилинографией, создают общие работы и демонстрируют их в детском саду.
Работа с педагогами
Работа с педагогами заключалась в трансляции опыта работы в технике пластилинография на муниципальном уровне в рамках стажировочной площадки. Были проведены мастер-классы по всем видам пластилинографии, а также показ презентации и раздача буклетов.
Результативность
С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию мелкой моторики с помощью пластилинографии была проведена диагностика, которая выявила положительные результаты проделанной работы. Выявилась положительная динамика развития мелкой моторики детей в сравнении с предыдущими показателями.
Заключение
В заключении проделанной работы в рамках выполнения комплекса занятий в технике пластилинография стоит отметить то, что поставленная цель, а именно - применение комплекса занятий для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста- была успешно выполнена.
Результаты выполненной работы :
1. Выяснено влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук у детей.
2. Подобрана система творческой деятельности в рамках занятия пластилинографией.
3. Проведена совместная деятельность детей с воспитателем. Дети освоили технику пластилинографии, научились создавать индивидуальные работы в данной технике, а также оценивать работы других ребят в группе.
4. Успешно проведена совместная деятельность детей с родителями.
5. Проведена диагностика результатов проделанной работы, в ходе которой выявилась положительная динамика.
Данные результаты позволяют нам говорить о том, что использование техники пластилинографии действительно способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, а также развивает в ребёнке такие качества как речь, стремление к созданию индивидуальных творческих работ, умение сосредоточиться на определённом виде деятельности и следовать указаниям педагога, работать по шаблону и создавать собственные варианты композиций.
Моё мнение касательно перспектив такой техники, как пластилинография, очевидно - данная форма творческой деятельности имеет видимый положительный результат, привлекает внимание детей дошкольного возраста, а, следовательно, рекомендуется для последующей практики в других возрастных группах.