Елена Полякова
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной»
В современной жизни важным направлением работы с детьми становиться патриотическое воспитание.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры, традиций.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотическое воспитание – это сложный процесс в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Дошкольникам лучше понять и принять культуру своего близкого окружения. В связи с этим приобщение к истории, культуре и ценностям родного края становится для него первым шагом в освоении богатств мировой культуры, формировании личности. В основе этого лежит интерес у детей к познанию окружающего мира. Это период старшего дошкольного возраста, когда развивается самооценка у детей, стремление к поучению результата, формирование уверенности в себе.
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Целью данной работы является формирование представлений детей о родном крае через различные виды деятельности.
В соответствии с целью определила следующие задачи:
Для педагога
1. Изучить теоретические основы формирования знаний о родном крае (о Приокском районе) посредством бесед, дидактических игр различных видов продуктивной деятельности, уровень сформированности знаний о родной крае
2. Разработать и апробировать систему бесед с подбором наглядного материала, дидактические игры, презентации
И в работе с детьми
Образовательная
- Расширить и углубить знания детей о городе Нижний Новгороде, его истории, достопримечательностях, о людях - героях родного города
- Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность
Развивающая
- Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством игр и упражнений.
Воспитательная
- Воспитывать интерес, чувство гордости за свой город, уважение к его истории, народам, которые здесь живут и работают
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению города, ориентировать их на патриотическое воспитание в семье.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию построена по принципу:
1. Семья
2. Детский сад
3. Родная улица
4. Район
5. Родной город
6. Страна
7. Права и обязанности
Работа по теме семья проводилась с использованием проектной деятельности, в основу которого входили такие приемы как беседы о своей семье, составление фотоальбома, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, а также продуктивная деятельность рисунки, макеты, схемы. Дети вместе с родителями составляли дома рассказы о своей семье.
Также проектную деятельность использовала по теме, посвященной Великой Отечественной Войне. Мы с детьми собирали информацию о ветеранах Приокского района, в том числе и о своих прадедах.
В этом году много внимания уделила теме района, так как Приокскому району исполняется 85 лет. Работу начала с ознакомления : Я и мой район, Моя улица, достопримечательности района, Каким был и каким стал район, В честь кого названы улицы нашего района, культурные места нашего района, а также школы и детские сады.
Совместно с родителями собрали фотографии для альбома, которые впоследствии рассматривали, обсуждали вместе с детьми.
Рисовали план - схемы движения от дома до детского сада, раскрашивали готовые рисунки, делали аппликации, макеты
Были проведены фотовыставки: «Любимые места Приокского района», «Где работают мои родители»
Изготовили в группе дидактические игры:
«Мой домашний адрес», «Я живу на улице», «Жилое - нежилое», «Из чего построен дом», «Город-деревня», «Кто есть кто?» (профессии мамы и папы, «Какие у меня …», «Профессии», «Узнай и назови» (достопримечательности Нижнего Новгорода, «Узнай герб» (Нижний Новгород, Россия, «Путешествие по кремлю»,«Узнай и назови знаменитых людей», «С чьими именами связана улица или площадь», «Гербы городов Нижегородской области», «Чудо-узоры», «Русский сувенир», «Колесо истории» (старый Нижний).
Современным детям наиболее интересно использование различных гаджетов. Поэтому для работы использую презентации, интерактивные игры: «Парк Швейцария», «Щёлковский хутор», «Музей района» и «Наш детский сад».
Очень нравиться детям ходить на экскурсии. Мы с детьми были на Площадь Жукова, на Аллею Славы, к памятнику Георгия Жукова, к Вечному огню, к музею военной технике, пожарную часть, Фок и библиотеку
По накопленному материалу организовала для детей занятие «Путешествие на воздушном шаре», где мы с детьми закрепляли знания о наиболее интересных значимых местах Приокского района. Во время занятия дети брали интервью друг у другу. В этом оду мы пытались это сделать, но детям дается это сложно, так как речь еще не поставлена
И весь накопленный материал мы оформили в виде лепбука. Где размещены дидактические игры, фото Приокского района, разрезные картинки, лабиринт улиц, схемы-маршрутов безопасность в районе раскраски, ходилки и рисунки детей.
Свои разработки размещаю на сайте детского сада, а также на своем мине сайте МААМ
Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».
“Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину,
узнать её,
стать подлинным патриотом”
С. Михалков