Марина Щеглова
Применение развивающих игр и игровых технологий в образовательном процессе ДОУ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение развивающих игр и игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»
2024 год
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Публикация «Применение развивающих игр и игровых технологий в образовательном процессе ДОУ, Опыт работы» размещена в разделах
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации, игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, обеспечивает социальную успешность дошкольника.
В современной педагогике существует огромное количество игр, которые развивают логическое мышление, смекалку и сообразительность, учат рассуждать и гибко мыслить.
Каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Используя развивающие игры в образовательном процессе, педагогу необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Игра –это самая свободная и естественная форма погружения ребёнка в реальную действительность (или воображаемую)
Игра несё т в себе функции: снятия напряжения; способствует эмоциональной разрядке; помогает ребёнку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения.
Из всего разнообразия развивающих игр и инновационных технологий я выбрала игровую, так как она является ведущей технологией.
В своей работе с детьми я стараюсь использовать современные развивающие игры такие как : «На четырёх ногах», «Весёлые лягушата», «Развивающее лото», конструктор «Воображай и соединяй», «Тетрис»
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир!
Цель игровых технологий состоит в интересном и занимательном обучении детей, возможности для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Задачи игровых технологий :
- дидактические: расширение кругозора детей, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, развитие трудовых навыков;
- развивающие : развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, эмпатии, рефлексии (способ для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных ситуаций);
- коммуникативные: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение, общению со сверстниками и со взрослыми, саморегуляции (тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта);
- воспитывающие: воспитание нравственных эстетических и мировоззренческих установок.
Из всего разнообразия инновационных технологий я выбрала игровую «Блоки Дьеныша»
Золтан Дьеныш-это знаменитый венгерский математик психолог, педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является интересной наукой. Блоки Дьеныша помогают детям в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для дошколят психологические процессы. Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно- задача достаточно сложная. В своей практической деятельности я заметила, что дети не все любят математику. Но использование игровых пособий таких, как «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада» позволяют в игровой образовательной деятельности с детьми довести до детей понимание основных математических понятий научить сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и о некоторых арифметических действиях.
При организации развивающих игр и использование их в образовательной деятельности с детьми своей группы, я выделила основные принципы:
- отсутствие принуждения
-развитие игровой динамики
-поддержка игровой атмосферы
-углубления содержания игровых заданий
-переход от простейших игр к сложным.
Применение таких игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость обучения. Использование развивающих игр и технологий в образовательной деятельности с детьми позволило мне добиться лучшего усвоения программного материала. Благодаря чему мои воспитанники стали самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций.
Моя педагогическая находка -игровой планшет «Развивайка», сделанный из фетра своими руками. Одна из любимых игр у детей моей группы «Сложи узор». В процессе использования игрового планшета в образовательной деятельности с детьми развивается воображение, мелкая моторика, активизируется творческая деятельность, ребенок учится анализировать, синтезировать, впоследствии самостоятельно изобретает новые узоры.
Правильная организация предметно-развивающей среды -это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФОП.
В предметно-пространственной развивающей среде моей группы оформлен «Центр игры», он содержит разные игры на развитие логики, мышления, внимания, счётный наглядный и раздаточный материал. Математическое лото, математические пазлы, числовые домики, блоки Дьенеша, схемы, головоломки. Здесь же находится картотека игр на развитие внимания, памяти и мышления.
Я стараюсь создать условия для разных видов деятельности детей, обеспечивающих их всестороннее гармоничное развитие и создать комфортные условия пребывания детей в детском саду. Развивающая среда не может быть построена окончательно
Развивающая среда не может быть построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
В условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО, новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества с родителями.
В работе с родителями я использую активные формы и методы:
- групповые родительские собрания,
- консультирование, анкетирование родителей,
- посещение семей воспитанников на дому,
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями,
- праздники,
- дни открытых дверей,
- дни добрых дел.
Такие формы работы с родителями способствуют мне установлению откровенных, доверительных отношений с ними. Помогая друг другу, мы выполняем главную задачу-воспитываем всесторонне развитого ребёнка.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов позволяет мне выявить особенности и динамику развития детей моей группы и своевременно внести изменения в планирование, содержание и организацию образовательного процесса.
«Дети –самое святое и чистое явление, они приходят в наш мир чтоб подарить тепло и нежность, море улыбок, радости и счастья!»
Пусть эти слова станут волшебным мостиком между
нами взрослыми и детьми по дороге в страну знаний.