Анастасия Воробьёва
Опыт работы «Степ-аэробика«
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
(В. А. Сухомлинский)
В настоящее время проблема двигательной активности детей дошкольного возраста занимает центральное место. У родителей очень мало времени для прогулок на свежем воздухе, активных подвижных игр, поэтому большую часть времени дети предоставлены сами себе и интересы у них однообразны: компьютерные игры, телефон, просмотром мультфильмов. Объем используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Традиционные занятия по физическому развитию проводятся 3 раза в неделю. Упражнения разнообразны по форме, содержанию и степени воздействия на организм ребёнка, но для более продуктивной и эффективной организации двигательной активности детей необходим поиск новых приёмов и технологий.
Публикация «Опыт работы „Степ-аэробика„» размещена в разделах
Изучение и анализ научно методической литературы, интернет ресурсов по данной проблеме позволили сформировать идею работы : повышение уровня развития координации движений, темпа и ритма возможна при использовании технологии «Степ-аэробика».
Данная идея способствовала выбору темы работы : «Степ-аэробика как средство развития и совершенствования у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей, темпа и чувства ритма».
Целью моей работы стало : создание условий для интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса через мотивацию в ходе организации детской деятельности посредством определённой технологии.
Для достижения поставленной мною цели решались следующие задачи:
- повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
- определить эффективность современных педагогических технологий;
- применить полученные знания на практике;
-повысить двигательную активность у воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- изменение профессиональной позиции педагога-это творческий подход к организации образовательной деятельности;
- повышение уровня развития координации движения, темпа и ритма;
- активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса.
В своей работе опираюсь на методические рекомендации Ирины Кузиной «Степ-аэробика для дошкольников» и на «Программу развития и воспитания детей в детском саду «От рождения до школы» / Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. и др., изд. «Мозайка-Синтез». Мной подобраны комплексы упражнений «Раз шажок, два шажок!», которые применяю в своей работе.
«STEP» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Степ-аэробика для детей – это целый комплекс упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов, в основе которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Упражнения выполняют под музыку и сочетают с движениями различных частей тела. Степ-аэробика привлекает эмоциональностью и созвучием с современным танцем, позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус.
В ходе организации работы по использованию степ - технологии реализуются следующие задачи:
- способствовать вовлечению каждого ребёнка в активный двигательный процесс;
-совершенствовать развитие координации движений, темпа и ритма;
- воспитывать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при составлении комплексов упражнений придерживалась следующих принципов:
- индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
- систематичности – подбор специальных упражнений и
последовательность их проведения;
- регламентирующий - постепенное наращивание развивающе -тренировочных воздействий;
- цикличности – чередование физической нагрузки с отдыхом, и с упражнениями на расслабление.
В результате проделанной работы мною были определены условия, которые необходимо соблюдать при выполнении упражнений:
- при построении необходимо, чтобы все дети видели педагога (схема расстановки степов);
- показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
- степ- аэробика провидится под ритмичную музыку;
- наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
Основные правила техники выполнения упражнений на степе :
- выполнять шаги в центр степ - платформы;
- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
- опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степа - платформы;
- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
- не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной;
- делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.
Комплекс упражнений состоит из следующих этапов:
- подготовительный - обеспечивает разогревание организма, подготовка его к главной физической нагрузке.
- основной - упражнения выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой.
- заключительный - выполняются упражнения на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Один комплекс степ - аэробики, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.
Методы и приё мы используемые при выполнении упражнений:
- наглядный (педагог делает – дети повторяют);
- словесный (педагог поясняет и показывает, дети выполняют);
-практический (педагог называет упражнение, дети самостоятельно выполняют).
Технологию степ – аэробики используется мною:
- в непосредственно образовательной деятельности (как занятие оздоровительно-тренирующего характера);
- как часть НОД;
- в комплексе утренней гимнастики;
- при проведения «Дня здоровья»;
- в мастер-классах;
- как степ-развлечение;
- в индивидуальной работе.
На первых занятиях для безопасности и во избежание травм детям было показано, как правильно вставать на степ и сходить с неё при выполнении шагов. А во время занятий детям постоянно напоминалось о том, что необходимо спину держать прямо и дышать носом. Сначала разучивали движения без музыки, а затем под музыку, которая создаёт нужный эмоциональный настрой, задаёт ритм и способствует лучшему усвоению двигательного навыка. Музыка подбиралась ритмичная, яркая, веселая. Использовались знакомые, наиболее любимые детьми мелодии, потому что даже на подсознательном уровне любой человек невольно следует музыкальному ритму. После того, как движения ногами детьми были освоены, добавлялись движения руками. Со временем из простых движений и отработки их на степ – платформе, мы перешли к следующему этапу - это разучивание связок и блоков из базовых движений.
На третьем и четвёртом этапе обучения закрепляются и совершенствуются все изученные базовые шаги, дети сознательно воспринимают задания, в движении детей появляется точность, выразительность движения. Ребёнок может проявить самостоятельность, ему предлагается внести изменение в упражнения.
Для педагогов на педсовете проводилась консультация «Степ – аэробика в детском саду», был показан мастер- класс. Также было проведено родительское собрание «Аэробика на степах», на котором родители смогли посмотреть на показательное выступление детей и ознакомиться с данной методикой.
В рамках благотворительной программы корпоративного волонтёрства «Омский бекон» группы «ПРОДО», был реализован проект «Территория добра», где с помощью волонтёров были изготовлены для детей детского сада степ - платформы. Организован мастер-класс для сотрудников и родителей.
Практика применения технологии степ - аэробика показала, положительную динамику в развитии координации, темпа и чувства ритма:
- улучшилась способность к выполнению заданий в заданном ритме;
- появилась уверенность в точном воспроизведении выполняемых упражнении;
- дети стали более сильными и выносливыми;
-улучшилась координация движений;
-гиперактивные дети стали более сдержанные.
Использование упражнений со степами помогают создавать условия для успешного обучения каждого ребёнка. Все это говорит о целесообразности использования данного опыта в работе.
Используемая литература:
1. Вераксы Н. Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», Мозайка-Синтез, М. ,
2019 г.
2. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников, Дошкольное образование, 2008 №5.
3. Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода», Обруч 2005 №1.
4. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М., 2019 г.