Татьяна Конышева
Опыт работы «Совместная театрально-игровая деятельность с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Совместная театрально - игровая деятельность с детьми раннего возраста»
«Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!»
С. И. Мерзлякова
Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку. Она глубоко лежит в его природе, потому что связана с игрой. Дети верят в волшебство, превращения, сказка очаровывает их.
Публикация «Опыт работы „Совместная театрально-игровая деятельность с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованные игры позволяют решать многие программные задачи детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. С помощью таких игр дети учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Наша задача взрослых - вовремя создать условия для её появления и развития.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются :
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
-постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
-формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремления детей к театрально-игровой деятельности;
-взаимодействие детей с взрослыми.
Наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. Поэтому театрализованные игры мы используем в разных видах деятельности : в режимных моментах, во время образовательной деятельности, в свободной совместной деятельности детей и взрослого.
Например, во время режимных моментов, в воспитании культурно-гигиенических навыков мы используем персонаж – куклу Катю, которая показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем; во время еды к нам в гости приходит Лисичка - рукавичка из сказки и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; котик-Мурлыка перед сном поёт колыбельные песни, рассказывает сказки. Во время образовательной деятельности, для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр мы широко используем различные виды театров, куклы – персонажи, костюмы героев сказок, животных. Например, во время образовательной деятельности Медведь- сладкоежка познакомил детей с фруктами и овощами, а герой Заяц рассказал детям, как он готовится к зиме (была шубка у него серая, а на зиму одел белую). Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта мы используем индивидуальную работу с детьми. А в центре театрализованной деятельности детей мы расположили оборудование так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, легко включаться в игровую ситуацию, не прибегая к помощи взрослого, в любое время. В нашем театральном уголке собраны разнообразные виды театров и кукол, театральных масок, которые наиболее эффективны, понятны и доступны для наших малышей. Так же в уголке находится ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным, есть любимые книжки детей, книжки-малышки.
Малыши приходят впервые в детский сад, они напуганы, неуверенны в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. Чтобы снять эмоциональное напряжение в период адаптации мы разработали краткосрочный проект по театрально – игровой деятельности «В гостях у сказки». В этот период для установления контакта с детьми, для их знакомства с группой использовали персонажи – игрушки, которые помогали им расслабиться, снять напряжение, вызывать положительные эмоции. Сказочные герои (Бабушка-Рассказушка, старуха Шапокляк, которые их встречали по утрам, помогали детям окунуться в эмоционально-комфортную для них среду, и адаптация проходила значительно легче.
Вначале, игры проводили индивидуально: читали потешки, незамысловатые песенки («Киска, киска», «Большие ноги», «Ладушки, ладушки»). Постепенно остальные дети включались в общую игру и начинали подходить ближе, выполнять простые движения, договаривать слова. Так, незаметно для себя, малыши превращались из пассивных слушателей в активных участников, они уже с желанием вступали в игру.
Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр (резиновый, народной игрушки, конусный, вязаной игрушки, деревянный). Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей, пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы. Настольный театр используем для знакомства с литературными произведениями, сказками; параллельно знакомим детей с жестами, мимикой (изобразить удивление, показать сердитого волка, веселого зайчика, с движениями ( например: погрозить, потопать, похлопать, напугать). С персонажами из сказок мы слушаем и поем, танцуем и играем, знакомимся с музыкальными инструментами.
Также маленькие детки очень любят играть с пальчиковым театром. Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу. Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство. Героев ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, у него развивается мелкая моторика, воображение, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, он учится передавать настроение и характер персонажей.
Широко используем театр би-ба-бо. Надев на руку персонажа, ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер (медведь сердится; бабушка с дедушкой обрадовались, увидев внучку). В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.
Знакомя с песенками, потешками, закличками («Мишка косолапый», «Пошел котик на торжок», «Коза рогатая», «Петушок, петушок» и т. д.) используем театр масок. Малыши с удовольствием передают характер и настроение героев. Текст произносим не спеша, выразительно. В дальнейшем малыши запомнят его содержание и смогут обыгрывать самостоятельно.
Театр картинок : фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие.
Ложковый и штоковый театры : Театр очень просты в изготовлении и просты в использовании. Эти виды театра помогают координировать движения рук и глаз. При постановке сказки, дети с интересом смотрят на необычно выполненных героев.
Развитие театральной деятельности в детском саду, накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Для привлечения родителей к совместной деятельности проводятся консультации, обновляются папки – передвижки, которые включают в себя рекомендации по организации театральной деятельности в семье. Мы создали буклеты «Мастерская кукол» с рекомендациями по изготовлению кукол из бросового материала. Родители проявили заинтересованность и с удовольствием откликнулись в помощи обогащения театрального центра в группе. Они пополнили пальчиковый, конусный театры, театр на прищепках, которые создали своими руками.
Знакомя детей с театром через игры, мы делаем жизнь наших малышей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.