Ирина Буркова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работ с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы: «Социально-коммуникативное развитие
дошкольников через различные формы работ с детьми»
«Если сегодня мы будем
учить так, как учили
вчера, мы украдем у
наших детей завтра»
Джон Дьюи
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время, в век «технологизации», когда живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение, обсуждение прочитанного, сопереживание героям театрализованных постановок во многом заменили компьютер и телевизор, вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывают серьезную тревогу в обществе. Мы, взрослые, все чаще сталкиваемся с затруднениями в сфере общения, социализации, нарушениями эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому, социально-коммуникативное развитие детей является наиболее важной проблемой в современной педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети мало общаются с взрослыми, друг с другом. По моему мнению, именно общение обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как отношения и взаимодействие с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, освоения различных видов детской деятельности, приобщения к культурным традициям. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития и обогащения личности ребенка, во многом определяет особенности его самосознания, отношения к миру, поведения, развития коммуникативных способностей.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работ с детьми» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Поэтому, в рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ
Работу по социально-коммуникативному развитию следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с раннего детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности. Социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Л. С. Выготского, Б. З. Вульфова, А. А. Реана. По данным ученых-психологов В. С. Мухиной, Ж. Пиаже, Е. О. Смирновой, В. Д. Шадрикова и др. интеллектуальное развитие дошкольников претерпевает значительные изменения, в плане произвольности психических процессов, что оказывает влияние на психологические особенности личности дошкольника и тем самым на успешность социально-коммуникативного развития.
Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.
Целью моей работы стало создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников через различные формы работ с детьми.
Для решения данной проблемы я поставила перед собой следующие задачи:
Создавать условия для:
1. Формирования положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родины.
2. Формирования основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе».
3. Овладения элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Овладения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.)
5. Развития эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
Реализуя эти задачи я использовала следующие формы образовательной работы с детьми:
1. НОД (непосредственно образовательная деятельность)
2. Проблемные ситуации
3. Поисково–творческие задания
4. Сюжетно–ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры, творческие игры (театрализованные, режиссерские)
5. Познавательные беседы
7. Театрализованные постановки
8. Музыкальные досуги, развлечения
9. Интерактивные игры, презентации и др.
НОВИЗНА опыта работы заключается в определении и разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование у дошкольников социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития в условиях ДОУ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Дети, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. В связи с этим в начале учебного года мною проводилась диагностика. В моей группе 25 детей. По результатам исследования в начале года только 5 детей имели достаточный уровень социально-коммуникативного развития, что составило 20 % детей, 20 детей -80% имели недостаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков.
Кроме того наблюдение за детьми показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, нежелание считаться с мнением или желанием другого и как следствие конфликты (от вялотекущих до ярко эмоционально окрашенных). Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.
Для того, чтобы выстроить систему, я разработала перспективное планирование по непосредственно-образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей.
Решая эти проблемы, я использовала следующие методические приёмы развития коммуникативных умений:
• чтение литературных произведений и беседы по ним;
• развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
• подвижные игры;
• рассматривание рисунков и фотографий;
• игровые обучающие ситуации;
• сочинение историй;
• слушание музыки;
• проблемные ситуации
• интерактивные игры
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Цель: Способствовать социально-коммуникативному развитию воспитанников с использованием технологии проблемных ситуаций.
Для реализации этой цели, я создала картотеку проблемных ситуаций для использования в образовательной деятельности. (Приложение 1)
Проблемные ситуации создавала с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций применяла следующие методические приемы:
– подводили детей к противоречию и предлагали им самим найти способ его разрешения;
– воспитанники излагали различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждали детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставили конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;
– определяли проблемные теоретические и практические задания;
– ставили проблемные задачи.
Стремясь поддержать у воспитанников интерес к новой теме, создавали новую проблемную ситуацию, побуждала выдвигать гипотезы, делать выводы, приучали не бояться допускать ошибки.
Была организована развивающая среда в группе, учитывающая игровые предпочтения воспитанников:
Пополнила атрибутами сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Полицейские», «МЧС», «Магазин», «ПДД».
Одним из наиболее эффективных средств социально-коммуникативного развития является художественная литература, которая всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В ней задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель поведения. Из рассказов, басен, пословиц, загадок выявляли отрицательные поступки героев, обсуждали их, высказывали свое мнение и предлагали "герою" другую модель поведения. Сказки о животных помогали детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир, формируя представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
К концу года детей с достаточным уровнем развития социально-коммуникативных навыков увеличилось до 62%, с недостаточным уровнем -38 % детей.
По результатам работы, у дошкольников повысилась осознанность своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что в дальнейшем позволяет снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций и других негативных проявлений, трудностей в общении. В результате проделанной работы дети легко вступают в контакт со сверстниками, умеют установить контакт по поводу совместной деятельности, договориться о теме деятельности, целях и действиях. Дети научились планировать собственную деятельность, координировать ее с действиями и поступками сверстников, действовать совместно и последовательно, разрешать конфликтные ситуации, элементарно управлять собственным поведением.