Постникова Наталья Юрьевна
Самостоятельная художественно-творческая деятельность. Организация изобразительной деятельности вне занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы: «Самостоятельная художественно- творческая деятельность. Организация изобразительной деятельности вне занятий»
«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».
П. Ф. Лесгафт
Публикация «Самостоятельная художественно-творческая деятельность, Организация изобразительной деятельности вне занятий» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Известно, что изобразительная деятельность является самой любимой деятельностью дошкольников наряду с игровой. Поэтому многие дети в свободное от занятий время хотят порисовать, полепить, сделать поделку.
Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности : игры, бытового труда, конструирования, художественной, изобразительной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевою аспекта самостоятельности и т. д. Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно.
Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир.
Самостоятельную изобразительную деятельность можно противопоставить изобразительной деятельности детей на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.
Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.
Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка
развиваются инициатива, самостоятельность, активность;
процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;
в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;
совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;
в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;
Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей
• она возникает по инициативе детей;
• ребёнок сам определяет цель;
• сам находит средства для её воплощения;
• планирует деятельность, добиваясь желаемого результата
• в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности : дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.
Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами:
-совокупность средств, знаний и умений;
-побуждение к действию.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Рисование - сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.
Аппликация - это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого- либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.
Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности : детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы.
Конструирование означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
Создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.
1. Создание в групповой комнате зоны художественного творчества и уголка ручного труда.
-оборудование места для работы детей,
-оборудование места хранения всех видов изобразительных материалов в доступной для пользования детей форме.
- оборудование места хранения всевозможных материалов для ручного труда- в коробочках, корзиночках хранятся шишки, желуди, проволока в цветной оболочке, ткань, поролон, моточки ниток, коробки, для рукоделия: пяльцы, рамки для ковроткачества. У воспитателя хранятся иголки, ножницы, шило.
- оборудование места для выставления наглядных пособий, которые время от времени меняются.
2. Создание условий на участке детского сада.
- создание 2-х песчаных площадок для рисования палочкой и для выкладывания изображений предметов, узоров из палочек, камушков, шишек, желудей.
- использование цветных мелков для рисования на асфальте, глину для лепки.
- смачивание песка в песочнице для строительства замков, теремов.
- рисование карандашами и фломастерами на маленьких мольбертах или планшетах, к которым прикреплена бумага.
- Зимой лепка снежных скульптур вместе с детьми, замораживание цветных льдинок, из которых дети выкладывают предметы и узоры, рисование палочкой на снегу.
Игровые ситуации.
Педагог прежде всего должен продумать возможность применения игровых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовали бы герои. Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т. п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах детского сада
Сюжетно-ролевые игры.
дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать, вырезать или наклеивать что-либо. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребенка положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл.
Так, малыши могут сделать «угощение» для кукол: баранки, конфеты, печенье и т. п., а для игры в магазин — яблоки, ягоды, огурцы, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты.
Создание предметов для игры, оформление игровых помещений и уголков продолжаются в средней и старшей группах, однако содержание изображений усложняется. Старшие дети могут создать не только разнообразные «угощения», овощи и фрукты для игр, но и посуду для кукол, декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики и т. п.) для кукольной комнаты.
Игры-драматизации
Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требуют, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей.
Для игр-драматизаций дети многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски.
Так, с детьми из подготовительной и частично — старшей группы на занятии по рисованию или аппликации дети могут все вместе или подгруппами создать картину леса для игры-драматизации по сказке «Кот, петух и лиса», выполнить декорации и детали костюмов к сказке «Лиса и заяц». Для этого лучше всего организовать детей в три подгруппы: первая рисует картину леса, вторая — лубяную и ледяную избушки, третья готовит маски, детали костюмов и атрибуты для исполнителей ролей лисы, зайца, петуха и других героев сказки. Подготовка объединит всех детей, сделает игру-драматизацию более привлекательной для них; даст каждому возможность выразить в рисунках свои представления о сказке и ее действующих лицах.
Темы подобных занятий можно сформулировать по-разному: «Нарисуй, как мама-коза спасла семерых козлят и они радуются, пляшут» или: «Мы с вами играли в сказку «Теремок», — говорит воспитатель. — Помните, какой красивый теремок мы сделали для этой сказки? (Готовясь к игре, дети в коллективной работе украсили аппликацией или рисунками вырезанный из картона теремок.) А сегодня нарисуйте картинку к этой сказке. Пусть каждый нарисует свою картинку, по-своему украсит теремок».
В процессе подготовки и проведения игр-драматизаций, как правило, участвуют все дети группы: одни — как действующие лица, другие — как художники, готовящие декорации, костюмы, маски, третьи — как зрители. А потом на занятии по изобразительной деятельности дети отражают содержание игры, их объединяют общие переживания, заинтересованность, радость.
Подвижные игры.
Сюжеты подвижных игр незамысловаты, их легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях: «Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши». Дети рисуют не себя, а тех животных, персонажей игры, которые в ней участвуют, и это активизирует работу воображения. Характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки или сидят вокруг спящего кота, гуси убегают от волка и т. д. Задача изобразить несколько рыбок, птиц вызывает у детей желание показать их в разных позах, движениях. Рассматривая готовые работы, ребята видят, как по-разному можно изобразить игру.
Дидактические игры.
В процессе дидактических игр («Чудесный мешочек», парные картинки, разнообразные лото, домино и др.) ребенок приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов: цвете, форме, строении, величине, полезные, в частности, для того, чтобы изображать предметы. Дидактические игры обогащают сенсорный опыт детей, мышление, умение сравнивать, выделять сходство и различия. Расширяются представления малышей об окружающем мире, формируются обобщенные представления о свойствах схожих предметов, что в свою очередь способствует овладению обобщенными способами изображения. Ребенок получает возможность самостоятельно и свободно рисовать, лепить, делать аппликации. Вместе с тем создание самих дидактических игр может стать заданием на занятии по изобразительной деятельности. Дети способны изготовить дидактические игры (чаще всего в аппликации) : домино, лото, парные картинки, разрезные картинки ( содержание этих игр может быть различным: декоративные композиции по мотивам народного искусства — матрешки, гжельская посуда, городецкие доски; изображения игрушек, транспортных средств, объектов природы).
В рисовании, лепке, аппликации дети с удовольствием создают настольно-печатные игры. Содержанием таких игр могут стать произведения детской литературы: Игры, создаваемые детьми, имеют для них особое значение. Участвуя в такой работе, ребенок в деятельной форме познает и отражает предметы и их свойства. В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение.
В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.
Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.