Ольга Панюшкина
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста «Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
По своей натуре дети - любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес, чтобы помочь развитию ключевых компетенций. Опытно-исследовательская деятельность очень помогает это делать, ведь знания, полученные в процессе такой работы, гораздо лучше откладываются в долговременную память, да и сама деятельность более мотивирована и эмоционально окрашена. То, что ребенок "пропустил через свои руки», запоминается более надежно. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Задача нас, взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Публикация «Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста „Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2. Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности. Свою работу по опытно-экспериментальной деятельности я строю с учетом индивидуальных и возрастных особенностей наших детей, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими возрасту детей и целевыми ориентирами ФГОС ДО.
3. Большинство детей нашей группы испытывают трудности в звукопроизношении, других компонентах речи: грамматическом строе речи и связной речи. Поэтому, планируя свою работу по экспериментальной деятельности с нашими детьми, я поставила перед собой следующие задачи:
расширять и углублять информацию об окружающем мире, формировать на этой основе системы представлений;
развивать у детей мыслительные операции - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
развивать речь детей, обучать их вопросительной форме речевого взаимодействия;
формировать потребность в организации познавательного общения со взрослым;
развивать абстрактное и логическое мышление детей;
учить ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и
сделать вывод.
Для начала был создан уголок экспериментирования, в который вошли:
• Приборы - «помощники» : увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, резиновые перчатки, тряпки.
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; ткани и т. д.
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки с закругленными концами, колбы, мерные ложки; колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
4. Затем, я разработала перспективный план опытов и экспериментов с детьми, по следующим разделам: «Волшебник воздух», «Знакомство со свойствами воды», «Магнит и его свойства», «Камни», «Свойства крахмала» и др.
Экспериментальная деятельность с детьми проводилась в организованной деятельности детей (плановые эксперименты) на занятиях по познанию, в совместной деятельности (наблюдения, труд, художественное творчество, в самостоятельной деятельности детей (работа в лаборатории, ну и конечно же в совместной работе с родителями. Чтобы подсказать родителям, какие интересные опыты можно проводить в домашних условиях вместе с детьми, я опубликовала на своей страничке в Маам материал «Занимательные опыты и эксперименты». Дети с удовольствием рассказывали, какие опыты они проводили дома и предлагали сделать такие же опыты здесь в детском саду.
5. Опыты сопровождались у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты.
Это положительно сказалось на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, выработало у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе.
6 Я считаю, что выбранные методы и приемы обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.