Турунхаева
Опыт работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодня все дошкольные образовательные учреждения внедряют инклюзивное образование, так как большинство детских садов работает с детьми с ОВЗ. Не исключением стал и наш детский сад. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, в настоящее время образовательная инклюзия формулируется как социальный запрос и как траектория развития гуманистического общества.
Публикация «Опыт работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
В чем трудности работы с детьми с ОВЗ? Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т. п. Родители приносят нам заключение от МППК, либо приходится нам направлять ребенка на МППК.
Так как одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе : развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка. В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
Задача педагогов и воспитателей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать. Чтобы работать с детьми с ОВЗ по образовательному маршруту и коррекционной работе, мало быть просто воспитателем, имеющим дошкольное образование, но и нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния. На каждого малыша с ОВЗ разрабатывался ИОМ специалистами, которые работают с ним, желательно совместно с родителями. Ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка. Если говорить простым языком, то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников, т. е. даем такие понятия как уважение, принятие и общение. Воспитатель обращает внимание на способности ребёнка. Вообще, отношение детей друг к другу, в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям.
Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития все гражданам, включая имеющих проблемы со здоровьем. Безусловно, каждому ребёнку нужно попасть в нужное время и в нужное место, то есть в тот самый сад, где ему будет комфортно. В особенности это относится к детям с ограниченными возможностями здоровья. Родителям не всегда удаётся получить путёвку в ту дошкольную организацию, где для такого ребёнка созданы условия. Если получают путёвку в детский сад, а в детском саду нет нужного специалиста (психолога, логопеда, дефектолога, тьютора, а ребёнку он категорически нужен по заключению ПМПК, то складывается двоякая ситуация. Со стороны кажется, что ребёнок охвачен дошкольным образованием, где применяются различные методы и приемы. Но получает ли он именно то образование, которое ему необходимо? Отнюдь нет. Получает ли он именно тот набор условий, которые ему необходимы? Опять же нет. Почему?
Ведь специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурно-планировочные вещи. К специальным образовательным условиям следует отнести:
• повышение квалификации педагогов, обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ
• ГЛАВНОЕ - сопровождение детей специалистами, такими как тьютор или хотя бы ассистентом
Вышел приказ № 1022 от 24.11.2022г «Об утверждении ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ», где мы должны изучить и внедрить эту программу.
МДБОУ № 112 «Сибирячок» включает в себя дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 14 групп, из них: 2 – группы логопедические. Детский сад посещают 8 детей-инвалидов, на сегодня только у одного ребенка по заключение МППК прописано тьюторское сопровождение при диагнозе ЗПР. А у второго ребенка Диагноз: расстройство аутического спектра в заключении: не требуется сопровождение
Таким образом, у дошкольной организации возникает довольно много серьёзных проблем, которые необходимо решать, когда родители не желают услышать «педагога», когда предлагают пройти МППК, отказываются.
Либо. Например, у нас. В декабре ребенок зачисляется в детский сад, по нашим рекомендациям проходят МППК, 13 февраля получают заключение МППК, где требуется сопровождение, ребенку 4 года, на основании этого заключения и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 31.07.2020г № 373) ребенок должен зачисляться в группу комбинированной направленности. Как мы можем в середине учебного года менять направление группы. А так получается мы нарушаем права ребенка с ОВЗ на создание специальной условий. Это для нас тоже проблема.
И все же модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, тьютора, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями приводят к следующему результату:
Стремление педагогов и родителей к сотрудничеству;
Доверие родителей к детскому саду;
Желание родителей принимать непосредственное участие во всех видах деятельности ДОО.
Повышение интереса родителей к развитию и воспитанию своих детей;
Использование родителями полученных знаний, умений и навыков от специалистов ДОО в воспитании своих детей.
Успешная социализация воспитанников и их родителей.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.