Анна Фаузель
Опыт работы «Развитие у детей основ нравственной культуры через воспитывающую среду дошкольной образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему : «Развитие у детей основ нравственной культуры через воспитывающую среду дошкольной образовательной организации».
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно –нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,природе и окружающей среде.
Публикация «Опыт работы „Развитие у детей основ нравственной культуры через воспитывающую среду дошкольной образовательной организации“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе.
В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность.
Из-за погони за накоплением знаний, за развитием интеллекта,
из-за недостатка внимания данной проблем в режиме
дня,мы упускаем из виду необходимость работы над воспитанием души наших детей,над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.
У современных детей появились негативные тенденции: они ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии детей. Именно в этот период реб нок приобщается к миру общественных ценностей, входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир, в этот период закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии.
Цель моей деятельности: воспитывать уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам,пожилым людям; учить помогать. В поступках следовать положительному примеру быть хорошим. Создавать условия, развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
В своей работе опираюсь на рабочую программу «Воспитания»,которая построена на основе целостного подхода,предполагающего присвоение ребёнком дошкольного возраста базовых ценностей опираясь на принципы:
1. Принцип гуманности- каждый ребёнок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей ценностью.
2. Принцип субъективности и личностно-центрированного подхода- развитие и воспитание личности ребёнка как субъекта собственной жизни.
3. Принцип интеграции образовательного процесса -комплексный и системный подход к содержанию и организации образовательного процесса.
4. Принцип ценностного единства и совместности- единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие.
5. Принцип возрастного ценза- содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям.
6. Принцип безопасной жизнедеятельности -защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.
7. Принцип инклюзивности- все участники воспитательного процесса доброжелательно и эффективно взаимодействуют с другими людьми в том числе,с людьми с ОВЗ.
8. Принцип уклада- содержание воспитательной работы определяется укладом образовательной организации.
9. Принцип следования нравственному примеру- пример как метод воспитания позволяет расширять нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию обеспечить возможность выбора.
Воспитательный процесс организую в развивающей предметно-пространственной среде,которая образует совокупность природных, предметных, социальных условий и пространством собственного
«Я» ребёнка. Забочусь о том, чтобы воспитанники свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем ее составлющим, умели самостоятельно действовать в ней придерживаясь норм и правил. Воспитательную работу строю на основе единства знаний, убеждений и действий воспитателя, детей и родителей, с учетом уклада,деятельности и событий ДОУ.
Реализуя задачи данной темы деятельность ведётся с детьми по трё м линиям:
-«от взрослого»,который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами
-«от совместности ребёнка и взрослого»воспитывающая среда направлена на взаимодействие ребёнка и взрослого,раскрывающего смысл и ценности воспитания
-«от ребёнка» воспитывающая среда в которой ребёнок самостоятельно творит, живёт и получает опыт позитивных достижений,осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослыми.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития,воспитания и обучения в других организационных формах. Отдельное внимание уделяю в работе самостоятельной деятельности детей. Индивидуальную работу провожу в свободные часы (во время приемы, прогулки и. т. д).В реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности важно ориентироваться на целевые ориентиры,связанные с возрастными особенностями детей.
Поощряю проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Учу проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе.
Уступать по просьбе сверстника, поделиться игрушками. Выполняем эти задачи через разные виды детской деятельности (игровую, чтение худ. лит., исследовательскую итд
Главная цель «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Р. Ф. исторических и национально- культурных традиций.»Следуя этой
цели,обеспечиваю сотрудничество и единство требований детского сада и семьи в вопросах нравственного воспитания. Исходя из этого, наметилась положительная динамика в воспитания развития детей.