Татьяна Сидорова
Развитие речи детей дошкольного возраста
Опыт работы Сидоровой Т. А. по теме «Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она пронизывает всю жизнь ребенка. В детском саду должны быть созданы все условия для полноценного общения детей.
Развитие полноценной речи является наиважнейшим условием успешности обучения. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы.
Значение уровня сформированности таких качеств связной речи как связность, последовательность, логичность становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.
Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему (о маме, о детских забавах, о признаках наступающей весны и т. п.) нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Отсутствие или слабость логичной связи дети компенсируют навязчивым повторением одних и тех же слов или использованием в начале предложений союза «и».
В условиях современного дошкольного образования актуальной стала проблема наиболее сложного этапа овладения детьми родным языком - овладение связной речью.
В своей работе я опиралась на исследования таких ученых, как Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. О. С. Ушакова, М. В. Ильяшенко, Е. А. Смирнова, В. П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития связной речи у детей дошкольного возраста эта проблема недостаточно исследована в педагогике.
В процессе исследования проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему моей работы, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Тема исследования - развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Цель исследования– создать педагогические условия для развития связной речи детей дошкольного возраста.
Планируемый результат:
1. Умение содержательно пересказывать литературные тексты.
2. Умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
3. Умение связно, последовательно и логично излагать свои мысли.
4. Умение составлять рассказы из личного опыта и сочинять короткие сказки.
5. Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
6. Составление предложений разных типов — простых и сложных
В соответствии с объектом, предметом, целью и планируемым результатом я поставила перед собой следующие задачи:
1. Проверить эффективность педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий изучения уровня связной речи детей дошкольного возраста.
3. Привлечь родителей к данной проблеме.
4. Разработать систему игр и упражнений.
Проведенные мною наблюдения показали, что у 30% детей низкий уровень развития связной речи. В рассказах детей наблюдались отступления от последовательности изложения, события менялись местами, связь между структурными элементами формальная. Дети испытывают трудности в обработке содержания для высказывания, в выборе языковых средств выражения, в построении текста, при составлении рассказов они используют много неточных слов, банальных фраз, которые отличаются неполнотой. У детей небольшой опыт монологической речи, бедный активный словарь, они не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
Эти данные получены исходя из выраженности в речи детей следующих качеств :
• связность (умение все предложения в тексте связывать между собой по содержанию и для оформления этой содержательной связи использовать специальные средства связи – повтор слов и т. д.);
• последовательность (определение порядка предложений в тексте следованием событий в действительности или в соответствии с сюжетным замыслом);
• логичность (правильная композиционная структура, соответствие текста теме).
На основе выделенных качеств определены критерии связной речи, их показатели и выделены уровни развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Проводя работу с родителями по данной проблеме, я сделала следующие выводы: большинство родителей вообще не имеют даже элементарных знаний о понятии связная речь, а свое внимание они заостряют на правильном произношении у ребенка звуков в словах. Для других родителей представляет трудность сама работа с ребенком над связной речью, т. е. они затрудняются в ее организации в домашних условиях.
На основе системного подхода мною была разработан план развития связной речи у детей дошкольного возраста. Речь ребенка в большинстве случаев развивается стихийно (в семье, на улице при помощи СМК). Однако такая стихийная речь не всегда является правильной и иногда совсем не соответствует нормам речевой культуры. Научить детей выражать свои мысли, правильно строить свои высказывания, пополнить активный словарный запас, развить эстетический вкус, воспитать правила хорошего поведения в обществе и семье поможет чтение художественно литературы.
Чтение художественной литературы помогает нам решать многие задачи речевого развития детей. Путем чтения произведений художественной литературы идет пополнение словарного запаса, усвоение грамматически правильного построения текста, воспитание культурного поведения и культуры речи. Прослушивая и пересказывая в дальнейшем какого-либо произведения, дети учатся эмоционально окрашивать свою речь, передавая настроение рассказа и отношение к его персонажам и событиям.
Конечно же, при прочтении художественной литературы детям, я придерживалась основных правил. Во-первых, перед прочтением произведения детям обязательно объявляется его название и автора. Во-вторых, происходит разбор непонятных слов, для того, чтобы дети четко понимали, о чем говорится в произведении, и не теряли основную мысль. В третьих, текст читается с выражением, в среднем темпе, четко произнося каждое слово. При желании детей, произведение может быть прочитано повторно.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию, является технология проектирования, В ее основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение, которое по определению В. Ротенберга, есть «напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности». Решая вместе со мной различные познавательно-практические задачи, дети приобретали способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождали у детей уверенность в своих силах, побуждали к новому поиску знаний.
Работая над проектом «Устное народное творчество», я развивала у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалочки и т. д.). В проекте «Наши мамы», «Времена года» я учила детей планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами, умению аргументировать свой выбор.
Результаты каждого проекта обсуждались вместе со всей группой. Я задавала детям следующие вопросы:
• Узнали ли вы что-нибудь, чего раньше не знали?
• Узнали ли вы что- нибудь, что вас удивило?
• Какое из занятий понравилось вам больше всего?
Мы размышляли, как устроить концерт на участке, почему нужно обливаться холодной водой, как можно сделать радугу, как растет лист, как измерить время.
В начале своей работы пересмотрела перспективные планы по развитию речи, обогатила предметно-развивающую среду, изготовила альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек.
Я проводила различные дидактические игры:
• на описание игрушек: «Что за зверь?»;»Скажи какая?»;»Узнай что за растение?»;
• на формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок: «Кто, это делает?»; «Скажи, что сначала, что затем?»; «Доскажи словечко»;
• на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определенной схеме : «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Закончи предложение».
Совместно составленный рассказ закрепляли повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла курочка? Почему она кудахтала? Кто ей помог?»
Эти игры научили детей : рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Для успешного решения задач по развитию связной речи я предлагала детям систему творческих заданий. Я учила детей составлять загадки, ориентируясь на признаки и действия предметов. Например: круглый, резиновый, прыгает (мяч); птица, а не летает (петух). Далее использовала приемы фантазирования. На прогулке, наблюдая за «живыми» облаками, мы с детьми задумывались над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут?
Дети отвечали: «Они плывут на Север, к Снежной Королеве, на море, на остров. Они отправились на море, там жарко, поэтому тают, попали под горячее солнышко. Мечтают о жизни, о доме, поиграть в игрушки с детьми. Могут рассказать небесную сказку».«Оживляли» ветер. Кто его мама? Кто его друзья? Какой характер у ветра? О чем спорят ветер с солнцем?
Прием эмпатии. Дети представляли себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в кустик? О чем думаешь, мечтаешь? Кого боишься? С кем бы подружился?»
Отличным подспорьем детям в приобретении навыков рассказывания была универсальная опорная таблица. Глядя на символы и зная, что они означают, дети легко составляли рассказ о любом предмете.
Эффективный способ решения проблемы развития связной речи- моделирование,благодаря которому дети учились обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.
Для обучения связной речи я использовала схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Создавала картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно формировала у детей обобщенные представления о последовательности текста, на которые они ориентировались в самостоятельной речевой деятельности.
Для развития связной речи дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.
В детях всегда заложена страсть к собирательству, а точнее к поиску. Я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала марки, календарики, фантики от конфет. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками и календариками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.
На основе наблюдений я отметила, что коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно помогло расширить кругозор детей, развить их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходил процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизировалась и формировалась готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие речевому творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования у детей развивалось внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Мы договорились с детьми собрать в группе общую коллекцию из овощей и фруктов, но не обычную, а в виде поделок из них. Началом нашей коллекции стала «луковая» Катюша, которая пришла к ребятам в гости на одном из занятий. Чтобы Катюше было не скучно, предложила детям вместе с родителями смастерить для нее друзей. И скоро коллекция пополнилась, картофельной гусеницей, кабачковыми поросятами.
Собирая эту коллекцию, мы закрепляли с детьми названия овощей и фруктов, животных. Дети с удовольствием играли в игру «Угадай,что это», рассказывали из чего сделана поделка.
Во время прогулок, играя в песочнице, представляли с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Вечером прочитали с детьми сказку «Неприступная гора», после этого стали собирать коллекцию камней. Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.
.
С целью получения ребенком неограниченных возможностей для открытий и впечатлений, для развития изобразительного и литературного творчества я использовала метод мультипликации. Занятия мультипликацией носили комплексный характер. Каждый кадр является, по сути, сюжетным рисунком, работа над которым требует проведения серии занятий. Ребенку нужно продумать содержание и композицию рисунка, сделать зарисовки животных, людей, зданий, предметов быта с натуры и по представлению и составить рассказ или сказку, т. е. озвучить роль. Такая деятельность интересна и легка для детей. Данный метод помог детям развить : умение планировать свою деятельность, интерес к рассказыванию.
Уже доказано, что на развитие речи дошкольника большое внимание оказывает развивающая среда. Развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает детям в общении друг с другом и с взрослыми. Работая над развитием связной речи дошкольников, я оборудовала речевой уголок. Неотъемлемым атрибутом уголка стал «кот Мурзик», который вызывал у детей речевой интерес, побуждал к речевой активности.
Чтобы ребята научились связно и красиво строить свои высказывания, ежедневно я проводила:
• артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок»);
• дыхательную гимнастику;
• пальчиковые игры и упражнения;
• в режимных моментах использовала фольклор, художественное слово, стихи, песни.
Игры – драматизации побуждали детей к монологу и диалогу. Для этого я использовала разнообразные театры, такие как «Теремок», «Красная Шапочка», «Колобок».
Книжный уголок я наполнила познавательными книгами, которые заставляли ребенка мыслить, развивали его интеллект. В книжном уголке дети могли рассматривать свои любимые книги, обсуждали и давали оценку героям.
В изоуголке я создала детям все условия, чтобы в процессе творчества они могли обсуждать свои работы, общаться. Наличие репродукций известных художников создавало спокойную, доброжелательную обстановку для общения детей.
В уголке детского творчества, где выставлялись детские работы, ребята могли свободно общаться и обсуждать свои «картины». «Даша, посмотри какой дом я нарисовала. У тебя в доме много людей. А у меня никого нет. Я буду приглашать в свой дом гостей» - обратилась к подруге Вероника.
Принципы активности, стабильности и динамичности развивающей среды позволяли детям не просто пребывать в среде, но и активно с ней взаимодействовать, создавая, дополняя и изменяя в зависимости от личных интересов и потребностей, что позволяло ребятам чувствовать себя свободно и комфортно, активизировало речевые коммуникации.
Привлечение родителей по развитию связной речи у детей я начала с анкетирования. Цель анкетирования – проанализировать и обобщить ответы родителей для дальнейшей работы с семьей по формированию связной речи у детей. Я провела ряд консультаций для родителей на темы:
• «Играя,развиваем речь детей»
• «Роль семьи в развитии речи ребенка»
• «Как научить ребенка рассказывать»
В работе сродителям я использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие у них вопросы, знакомила с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей.
Развитие, как монологической, так и диалогической речи у детей происходило непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения. Родители вместе с детьми закрепляли текст перекличек, стихотворений, инсценировок.
В ходе подгрупповых консультаций я объясняла родителям значимость дальнейшей работы по развитию связной речи у детей, а именно: такт, доброжелательность оценки взрослого и разумная требовательность, одобрение высказываний. Ошибочные слова не повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить фразу целиком.
Родителям предлагалась одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях. Родители регулярно получали задания на дом, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку, а также задания типа:
• придумай, как раньше было;
• придумай сам, потому что на картине это не нарисовано;
• как назвал художник эту картину;
• придумаем конец сказки;
• я начну, а ты продолжи.
Из данных диаграммы видно, что у детей обнаружились значительные позитивные изменения в развитии связной речи.
На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:
• дети стали слушать друг друга, свободно высказываться, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их;
• рассказы детей стали, точнее, лаконичнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение;
• дети стали употреблять в речи сложные предложения с однородными членами;
• в рассказах детей появились союзы, указывающие причинные, временные связи;
• в рассказах дети стали использовать сравнения, описания, вводные слова.
Проведенная мною работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные мною условия по развитию связной речи детей дошкольного возраста являются эффективными.