МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие познавательной активности через экспериментирование»

Ирина Тронина
Опыт работы «Развитие познавательной активности через экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Семицветик» № 15

ОПЫТ РАБОТЫ

По теме:

«Развитие познавательной активности через экспериментирование»

Воспитателя

МДОУ «Детский сад №15»

Тронина И. А.

г. Комсомольск-на-Амуре, 2021г.

Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности через экспериментирование“» размещена в разделах

Эпиграф: Прежде чем давать знания,

надо научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский

Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Для обеспечения системы работы по данному направлению я выбрала тему по самообразованию: «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование». (Слайд 1)

Цель моей работы - развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс детского экспериментирования. (Слайд 2)

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: (Слайд 3)

1. Создать необходимые условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям.

2. Углублять представления о живой и неживой природе.

3. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

4. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Свою работу по данной теме начала с подбора познавательной литеры, дидактических игр поисково-исследовательского содержания, картотеки опытов, конспектов занятий по познавательно-исследовательской деятельности, папок с опорными схемами и алгоритмами проведения опытов, а также разработала перспективное планирование экспериментальной деятельности. (Слайд 4)

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы (Слайд 5)

Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя (Незнайка, Капелька, Профессор Знайкин, Почемучка и др.) Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям, также вместе с персонажами составляются правила техники безопасности работы с предметами. (Слайд 6)

Пример, В гости пришла Почемучка. И рассказывает, что ей хотелось быть большой, и она надела фартук и помыла баночки в своей уголке и вся промокла, да и еще и простудилась. А Фартук такой красивый, и почему он промок? И спрашивает у детей: Вы знаете почему? Дети высказывают свои предположения (он тонкий, из ткани, нужно надеть другой). Почемучка говорит, что ходила в магазин «Ткани», где ей дали различные образцы тканей, но она затрудняется выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук. Затем дети вместе с героем рассматривают образцы тканей: болонью, мешковину, ситец и капрон. Из какой ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок? Как это узнать? Дети ставят цель: проверить свойства ткани и выбрать непромокаемую.

Вместе с воспитателем обсуждают способ проверки: необходимо взять ткань, подложить под нее бумажную салфетку и капать на нее воду (главное, не давать готовых решений, а побуждать их к самостоятельному планированию эксперимента.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что образцов тканей на всех не хватит. Что же делать? Какое принять решение? Дети предлагают взять каждому по одному виду ткани, а чтобы выбрать самую непромокаемую, нужно объединиться в подгруппы, чтобы в каждой были все виды тканей. Воспитатель уточняет, сколько человек будет в подгруппе, почему, с какими тканями они будут проводить опыты. Дети выполняют опыт и выявляют непромокаемую ткань и делают вывод: под всеми тканями, кроме одной, салфетка промокла. Нужно сшить фартук из болоньи – она не пропускает воду, с нее вода стекает. Результаты записываются в дневник экспериментов. В свободное время дети вместе с воспитателем шьют для Почемучки фартук.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

В группе создан уголок экспериментирования, в котором находится необходимое оборудование. Материал и оборудование расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в контейнерах. Детская лаборатория постоянно обновляется и пополняется.

В детской лаборатории находятся: (слайд 7)

приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты;

• природный материал, собранный вместе с детьми или детьми с родителями: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и другое;

красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, деревянные, железные предметы;

• детские фартуки, полотенца, тряпочки, щетка, совок;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др, пластилин.

• Сказочные персонажи, от имени которых моделируются проблемные ситуации. (Гномик, Капелька, Незнайка)

• Комнатные растения;

Познавательный материал (книги познавательного характера для детей, тематические альбомы, диски со звуками природы, с мультфильмами фигурки животных, картотека экспериментов и перспективный план экспериментальной деятельности). (Слайд 8)

• Календарь природы;

• Различные схемы, модели, которые отображают основные свойства веществ (свойства воздуха и воды).

В своей работе по развитию познавательной активности через детское экспериментирование выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). (слайд 9,10)

На занятиях по экспериментированию дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов :

-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное);

-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).

Работа по экспериментированию следует начинать со 2 младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. С помощью игровых персонажей предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.

У детей 4 - 5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе знакомлю детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показываю взаимосвязь с живой природой. Для этого использовали следующие опыты : превращение воды в лёд; превращение льда в воду. Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос проводиться ряд опытов :

- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки); - можно ли поймать воздух?; - может ли воздух быть сильным?;

- движение воздуха. В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?»«Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?»«Потому что мы его повесили на батарею». Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Так же в процессе экспериментирования стимулирую детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.

Работа с родителями (слайд 11)

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняются, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, проводится анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».

Сейчас хотим сделать рубрику в родительском уголке «Поэкспериментируем, в которой родителям будет предлагаться различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

Привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. (слайд 12,13).

Таким образом, Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. (слайд 13)

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие познавательной активности через экспериментирование»
Опубликовано: 2 октября 2021 в 20:47
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие познавательной активности через экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тронина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД