Ирина Тронина
Опыт работы «Развитие познавательной активности через экспериментирование»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Семицветик» № 15
По теме:
«Развитие познавательной активности через экспериментирование»
Воспитателя
МДОУ «Детский сад №15»
Тронина И. А.
г. Комсомольск-на-Амуре, 2021г.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности через экспериментирование“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эпиграф: Прежде чем давать знания,
надо научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Для обеспечения системы работы по данному направлению я выбрала тему по самообразованию: «Развитие познавательной активности детей через экспериментирование». (Слайд 1)
Цель моей работы - развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс детского экспериментирования. (Слайд 2)
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: (Слайд 3)
1. Создать необходимые условия для поддержки и развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям.
2. Углублять представления о живой и неживой природе.
3. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
4. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Свою работу по данной теме начала с подбора познавательной литеры, дидактических игр поисково-исследовательского содержания, картотеки опытов, конспектов занятий по познавательно-исследовательской деятельности, папок с опорными схемами и алгоритмами проведения опытов, а также разработала перспективное планирование экспериментальной деятельности. (Слайд 4)
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы (Слайд 5)
Для поддержания интереса экспериментирования практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя (Незнайка, Капелька, Профессор Знайкин, Почемучка и др.) Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи новым исследователям, также вместе с персонажами составляются правила техники безопасности работы с предметами. (Слайд 6)
Пример, В гости пришла Почемучка. И рассказывает, что ей хотелось быть большой, и она надела фартук и помыла баночки в своей уголке и вся промокла, да и еще и простудилась. А Фартук такой красивый, и почему он промок? И спрашивает у детей: Вы знаете почему? Дети высказывают свои предположения (он тонкий, из ткани, нужно надеть другой). Почемучка говорит, что ходила в магазин «Ткани», где ей дали различные образцы тканей, но она затрудняется выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук. Затем дети вместе с героем рассматривают образцы тканей: болонью, мешковину, ситец и капрон. Из какой ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок? Как это узнать? Дети ставят цель: проверить свойства ткани и выбрать непромокаемую.
Вместе с воспитателем обсуждают способ проверки: необходимо взять ткань, подложить под нее бумажную салфетку и капать на нее воду (главное, не давать готовых решений, а побуждать их к самостоятельному планированию эксперимента.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что образцов тканей на всех не хватит. Что же делать? Какое принять решение? Дети предлагают взять каждому по одному виду ткани, а чтобы выбрать самую непромокаемую, нужно объединиться в подгруппы, чтобы в каждой были все виды тканей. Воспитатель уточняет, сколько человек будет в подгруппе, почему, с какими тканями они будут проводить опыты. Дети выполняют опыт и выявляют непромокаемую ткань и делают вывод: под всеми тканями, кроме одной, салфетка промокла. Нужно сшить фартук из болоньи – она не пропускает воду, с нее вода стекает. Результаты записываются в дневник экспериментов. В свободное время дети вместе с воспитателем шьют для Почемучки фартук.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
В группе создан уголок экспериментирования, в котором находится необходимое оборудование. Материал и оборудование расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в контейнерах. Детская лаборатория постоянно обновляется и пополняется.
В детской лаборатории находятся: (слайд 7)
• приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты;
• природный материал, собранный вместе с детьми или детьми с родителями: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и другое;
• красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
• бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки, деревянные, железные предметы;
• детские фартуки, полотенца, тряпочки, щетка, совок;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др, пластилин.
• Сказочные персонажи, от имени которых моделируются проблемные ситуации. (Гномик, Капелька, Незнайка)
• Комнатные растения;
• Познавательный материал (книги познавательного характера для детей, тематические альбомы, диски со звуками природы, с мультфильмами фигурки животных, картотека экспериментов и перспективный план экспериментальной деятельности). (Слайд 8)
• Календарь природы;
• Различные схемы, модели, которые отображают основные свойства веществ (свойства воздуха и воды).
В своей работе по развитию познавательной активности через детское экспериментирование выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). (слайд 9,10)
На занятиях по экспериментированию дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов :
-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное);
-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).
Работа по экспериментированию следует начинать со 2 младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. С помощью игровых персонажей предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
У детей 4 - 5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе знакомлю детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показываю взаимосвязь с живой природой. Для этого использовали следующие опыты : превращение воды в лёд; превращение льда в воду. Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос проводиться ряд опытов :
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки); - можно ли поймать воздух?; - может ли воздух быть сильным?;
- движение воздуха. В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею». Исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
Так же в процессе экспериментирования стимулирую детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
Работа с родителями (слайд 11)
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняются, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, проводится анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».
Сейчас хотим сделать рубрику в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой родителям будет предлагаться различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. (слайд 12,13).
Таким образом, Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. (слайд 13)