Анастасия Гусева
Опыт работы «Развитие мышления и речи младших дошкольников с помощью мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мышления и речи младших дошкольников с помощью мнемотехники».
Наблюдая за детьми раннего дошкольного возраста, я обратила внимание, что у многих детей речь невнятная, ограничен словарный запас, есть без речевые дети. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. И меня заинтересовала данная проблема, именно этот возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей.
Публикация «Опыт работы „Развитие мышления и речи младших дошкольников с помощью мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития речи детей дошкольного возраста. Опираясь на важность и необходимость работы по данному направлению, обратилась к мнемотехнике как эффективному средству развития мышления и связной речи младших дошкольников.
Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен научиться связно и последовательно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы не многословны, много повторов, длительных пауз, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. Использование приемов мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным.
Мнемотехника помогает развивать :
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при заучивании стихов.
Работать с мнемотаблицами начала в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания.
Приложение …
Внедрение данной технологии в образовательный процесс осуществлялось поэтапно:
1 этап.
- Изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение приемов мнемотехники, используемых для работы с детьми раннего дошкольного возраста.
- Выявление уровня развития связной речи младших дошкольников.
2 этап. Разработка и использование приемов мнемотехники для повышения уровня развития связной речи детей.
3 этап. Результат эффективности использования приемов мнемотехники.
Планируя образовательную деятельность, опиралась на определенные дидактические принципы, которые наполнены новым содержанием с акцентом на рассматриваемую проблему и возраст детей:
- принцип активности;
- принцип доступности;
- принцип интеграции;
- принцип наглядности.
Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс развития связной речи будет проходить более эффективно. При формировании предметно-развивающей среды учитывала :
- особенности эмоциональной личности ребенка;
- его индивидуальные социально-психологические особенности;
-любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения.
В работе использовались практические, словесные, наглядные методы. Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала речь, внимание, память, воображение.
Работу по развитию связной речи детей приемами мнемотехники строила от простого к сложному: мнемоквадрат - мнемодорожка - мнемотаблица (Приложение).
Этапы работы с мнемотаблицей :
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы).
4. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных и повествовательных рассказов, т. к. увлекают детей, превращая занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, и запоминание последовательности действия носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст, и пересказать его.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, трава – зеленая, медведь – коричневый.
Новизна данного опыта : Новизна опыта заключается в систематизации работы по взаимодействию воспитателя и родителей с детьми, направленной на развитие мышления и связной речи детей, используя приемы мнемотехники. В ходе работы над опытом осуществляется индивидуальный подход к детям с учетом их особенностей и потребностей.
Степень новизны опыта : Усовершенствование
Цель: Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Задачи: Для достижения цели были обозначены задачи:
- развитие связной речи, через составление описательных рассказов с использованием приемов мнемотехники;
- обучение анализу, построению самостоятельных речевых высказываний детей;
- развитие процессов восприятия, внимания, памяти, воображения;
- развитие инициативы, самостоятельности.
Система работы : Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.
Результативность: Результатом работы по использованию мнемотаблиц для развития речи детей младшего дошкольного возраста, считаю положительную динамику данных мониторинга. Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, дети умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Малыши с интересом способны рассказать о какой-либо из своих игрушек, а передавая содержание художественных произведений, более полно, последовательно излагать свои мысли (отмечается развитие планирующей функции речи). Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок. У малышей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось, связная речь у детей улучшилась.