Аникина Лариса Михайловна
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством применения современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это самое оптимальное время знакомства ребенка с миром искусств: музыки, литературы, живописи. В дошкольном возрасте дети способны целостно воспринимать не только мир природы, но и художественный мир. Это время и наиболее благоприятно для творчества и индивидуальных проявлений. Огромное влияние на развитие детей оказывает музыка. Дмитрий Дмитриевич Шостакович, величайший композитор говорил о музыке, что она откроет вам мир высоких чувств, страстей и мыслей, сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе неведомые всем прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Кроме этого музыка оказывает влияние и на умственное развитие ребенка, ведь формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию.
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста обогащает их духовный мир. У детей на основе природных способностей при правильном развитии формируются основы музыкальной культуры и творческой активности. У ребенка формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача.
Главная цель моей работы и музыкального воспитания в детском саду – это научить детей любить, понимать музыку и при этом сохранить и укрепить здоровье каждого ребенка. Для этого использую следующие информационно-коммуникативные технологи.
Использование новых информационно-коммуникативных технологий в детском саду
Компьютерные технологии.
В наше время наиболее популярным является применение на музыкальных занятиях компьютерных средств. И я активно использую их в своей работе. Так как применение иллюстративного материала, видеороликов, видеозаписей делают музыкальные занятия интересными, познавательными, насыщенными, эмоциональными и яркими. Так при слушании музыки детям более интересно прослушивать произведения, когда они видят на экране оркестр, исполняющий музыку, или исполнение произведения сопровождается соответствующими картинами природы. Например, при знакомстве дошкольников с альбомами «Времена года» Петра Чайковского и Антонио Вивальди. При прослушивании музыкальных картин из сказок и балетов я показываю детям на экране эти фрагменты на сценах Большого театра или в мультипликации. Во время знакомства с новыми песнями, также предлагаю ребятам для прослушивания исполнение песен ребятами, их сверстниками. С помощью наглядности дети легко увлекаются и их легче заинтересовать, а процесс освоения и закрепления новых знаний происходит более эффективно. Использую в своей работе я программу «Шедевры музыки». В ней я беру аудио и видеофрагменты, а также необходимые сведения о композиторах. Очень интересен раздел «История музыкальных инструментов», дети могут увидеть музыкальный инструмент, послушать его звучание и проимитировать игру на нем. При обучении пению и танцам я использую различные презентации, клипы на известные детские песни и танцы, что очень помогает в освоении нового материала и увлекает детей, а также задействует все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную.
Кроме клипов и презентаций в своей работе я постоянно пользуюсь мультфильмами с классической музыкой.
Это, прежде всего мультфильм «Щелкунчик», где звучит музыка П. Чайковского. «Детский альбом», где также звучит музыка гениального композитора П. Чайковского. Режиссер И. Ковалевская написала очень интересный сценарий. Она объединила разные пьесы в единый сюжет. В мультфильме слов нет, только музыка, но дети смотрят его с большим интересом и удовольствием. Также интересен и ценен для детей мультфильм того же режиссера И. Ковалевской «Гномы и горный король» фантастический мультфильм на музыку Э. Грига. Он также не имеет текста, но очень хорошо развивает фантазию у детей. Не менее интересны мультфильмы «Волшебная флейта» и «Маленькая ночная серенада» по произведениям В. Моцарта. Мультфильм «Фантазия 2000» У. Диснея, соединил в себе произведения композиторов разных народов и веков. Это очень яркий и красочный мультфильм, состоящий из коротких мультипликационных сцен. Его удобнее смотреть частями. При знакомстве детей с творчеством С. Прокофьева, я показываю ребятам мультфильмы «Золушка» и «Петя и волк», режиссера Г. Бабушкина. Также можно предложить детям посмотреть мультфильм «Петя и волк» режиссера И. Медведева, который знакомит детей с симфонической формой. Мультфильм «Камаринская», создали как фантазию на прекрасную плясовую музыку Глинки. Мультфильм «Снегурочка», режиссер А. Снежко- Блоцкая, по мотивам оперы Римского- Корсакова для старших дошкольников, знакомит детей с жанром оперы. Мультфильм «Сказки старого пианино», режиссера Е. Петкевич, рассказывает о знаменитых композиторах.
Часто использую при обучении песен и танцев мнемотаблицы, с помощью которых дети быстро запоминают слова песен. А в танцах легко выполняют перестроения и разучивают элементы танцев. Компьютерная техника и её мультимедийные возможности позволяют нам очень много.
Мнемотаблицы
Мнемотаблица к песне «Мы запели песенку"
Мнемотаблица к танцу «Кадриль»
Здоровьесберегающие технологии
Здоровье детей – важнейшая задача государства всего нашего общества. В век развития кино, телевидения, а особенно компьютеризации наши дети меньше бывают на свежем воздухе, меньше общаются со взрослыми и сверстниками. и Многие родители заняты на работе сверх 8–ми часового рабочего дня, многие работают на двух работах, поэтому, уставшие, они предпочитают, чтобы их дети занимали себя сами: увлекались компьютерными играми, смотрели мультфильмы, лишь бы не требовали к себе внимания. В результате двигательная активность детей на очень низком уровне, речь не развивается и чувственная сфера притупляется. Одной из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день является «Здоровьесбережение
Музыкотерапия
Для психического и физического здоровья детей очень важно соотношение положительных и отрицательных впечатлений, которые поддержат душевное равновесие и жизнерадостное поведение. Я работаю над тем, чтобы научить детей чувствовать свои эмоции, контролировать свое поведение, управлять своим телом. Для этого я использую на музыкальных занятиях упражнения на расслабление не только отдельных частей тела, но и всего организма. А звучание правильно подобранной музыки: снимает у детей напряжение, раздражительность, головную и мышечную боль, способствует восстановлению спокойного дыхания, повышает иммунитет организма. В своей работе я пользуюсь статьей Заболоцкой М. С «Популярные детские мелодии. Их роль в развитии детей»
Произведения, успокаивающие и расслабляющие организм ребенка:
Клод Дебюсси «Лунный свет», Людвиг ванн Бетховен «Лунная соната», Николай Римский-Корсаков «Море», Роберт Шуман «Грезы».
Очень часто на музыкальном занятии, на физкультурном занятии, во время физминуток, игр и в свободное от занятий время, я включаю для детей детские песни, повышающие настроение. Эти песни оказывают влияние на формирование умственных и творческих способностей ребенка. Дети физически, психически и эмоционально развиваются. К тому же у детей улучшается память и внимание. Кроме этого, детские песни несут в себе огромное воспитательное значение. Я использую эти песни в педагогических целях. Ребенок запоминает новые для него слова, у ребенка развивается мировоззрение. Подпевание помогает детям справиться с заиканием и с проблемами дыхания. Такие популярные песни как: Ю. Энтин, В. Шаинский «Антошка», Ю. Энтин, М. Минков «Да здравствует сюрприз!», М. Пляцковский, Б. Савельев «Если добрый ты», Ю. Энтин, Г. Гладков «Настоящий друг», Ю. Энтин, Е. Крылатов «Прекрасное далёко».
Танцевальная музыка для детей – также необходима. Дети очень любят танцевать. Двигательная активность в дошкольном возрасте – основной здоровьесберегающий фактор. Веселые танцевальные и энергичные мелодии помогают застенчивым детям справиться с чувством страха и неловкости. В процессе свободных танцев у ребенка развивается внимание, память, музыкальный слух и вкус, воображение, творческая активность, координация движений, улучшается осанка. Веселая танцевальная музыка дает ребенку ощущение счастья, к тому же улучшает работу сердечнососудистой системы оказывает влияние на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Дети с удовольствием танцуют под эти мелодии: «Танец утят» (французская народная песня, П. Чайковский «Сентиментальный вальс», «Вальс цветов», Д. Кабалевский «Клоуны», В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо», И. Бах «Шутка», Д. Шостакович «Полька-шутка», И. Штраус «Вальсы», «Полька «Трик-трак».
Вокалотерапия
Более 10 лет я веду творческое объединение «Звезда караоке». Составила свою программу и занимаюсь вокалом с детьми от 2-х до 7-лет. Учу детей петь индивидуально, в дуэте и трио. Я ставлю себе цель - индивидуальное развитие ребенка и развитие качества звучания его голоса – как средства настройки и регуляции голосообразующего комплекса. Чтобы желание петь у ребенка не пропало, я прививаю любовь и интерес к своему предмету. Стараюсь сделать его современным и привлекательным для детей путем соединения традиционных и современных образовательных технологий и форм проведения занятий: занятие - экскурсия, занятие - концерт, урок-путешествие, интегрированное занятие, игры - драматизации. Все это вызывает большой интерес со стороны детей. При реализации программы готовлю презентации с иллюстрациями и информацией для детей. Ребята знакомятся с портретами, фотографиями, смотрят отрывки из музыкальных фильмов, Зрелищность, яркость, новизна элементов занятия, делают его необычным, увлекательным и запоминающимся. При этом у детей включается образное мышление, запоминание, сопоставление, что способствует целостному восприятию учебного материала. Также использую занимательные формы: викторины и игры, все это в совокупности вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к пению.
Использую общественно признанные авторские методики (Д. Б. Кабалевский, Э. Б. Абдулин, В. В. Алиев, Л. В. Школяр, Е. Д. Критская, электронные средства обучения.
Внедряя инновационные технологии, я учитываю специфику психологической структуры личности дошкольника: отсутствие опыта или разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт; моторная «зажатость», «закрепощенность»; недостаточная вокально-слуховая координация (иногда двигательно-слуховая); потребность в смене эмоциональных состояний; личностная доминанта (стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, двигательных).
Моя главная задача на занятиях творческого объединения «Звезда караоке» – постановка голоса детей. При этом я стараюсь развить слуховые и мышечные навыки поющих, а также формирую у детей представление о правильном певческом звучании – «вокальном эталоне». Добиваюсь, чтобы ребенок правильно выбрал такой эталон, к которому он должен будет стремиться в своём вокальном росте.
Я не только сама осуществляю звуковой показ, словесно описываю правильность звучания, но и даю детям послушать исполнение песен профессиональными певцами и их сверстниками. Но оценить собственное исполнение ребенку довольно трудно, так как звучания собственного голоса во время пения затруднено, звук, проходя через мышечные ткани организма, искажается. Тогда на помощь приходят технические средства обучения: компьютер, видео камера, планшет, смартфон. С их помощью мы с певцом можем прослушать (увидеть) запись занятия или выступления несколько раз. При этом оценку получившемуся звуку даю только я, но и ребенок, получивший возможность услышать свой голос со стороны и оценить его.
Танцетерапия
Танцы в детском возрасте не только улучшают мышечный тонус, развивают координацию движений, чувство ритма, музыкальный слух и повышают настроение. Танцетерапия помогает быстро установить дружеский контакт, у ребенка повышается самооценка, и он более глубоко чувствует и переживает. Танцуя, у ребенка не только тренируются мышцы, в человеческом мозге наряду с участками, отвечающими за двигательную функцию находятся участки, отвечающие за эмоции и интеллект. Танцуя, ребенок пробуждает свой интеллект и положительные эмоции.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это хотя и самый древний педагогический прием, но он очень актуален именно в наше время. Сказка учит ребенка верить, мечтать и надеяться. Именно в сказочную страну ребенок входит радостно и легко, у ребенка развивается наблюдательность, фантазия и воображение.
Сказку, или фрагмент сказки я стараюсь включать в каждое мероприятие. Дети не только очень любят смотреть сказки, но и сами с удовольствием в них
участвуют. Начиная со среднего дошкольного возраста, ребята с радостью выступают в роли сказочных персонажей. И так как в сказке взаимодействует художественное слово, музыка, движения, художественный образ – подготовка к ней всесторонне развивает ребенка. У детей улучшается память, внимание, речь, дикция, они раскрепощаются и получают заряды положительных эмоций.
Улыбкотерапия
Улыбкотерапия – это лечение улыбкой. Какое бы не было у меня настроение, но я стараюсь всегда улыбаться детям. В ответ у детей тоже появляется улыбка, а это положительным образом влияет на процесс обучения: он проходит более плодотворно. Кроме того, в улыбающемся человеке дети видят друга. Песня «Улыбка» В. Шаинского очень часто звучит на моих занятиях. Дети под эту музыку входят в музыкальный зал, и сразу начинают улыбаться. Кроме этого, я стараюсь с ними шутить, использую на занятиях и праздниках веселые персонажи: Петрушку, Буратино, Шарика и кота Матроскина. Если ети улыбаются и смеются не менее 3-4 минут на занятии или празднике, то это – улыбкотерапия.
Ранним утром поднимаясь, собираясь в добрый путь
Умываясь, наряжаясь, ты улыбку не забудь.
С ней идти гораздо легче и немного веселей,
С ней не давит груз на плечи и кругом полно друзей.
Игротерапия
Игротерапия – это совместная игра педагога и ребенка. И если учитывать желание каждого ребенка, то игра будет приносить радость и удовлетворение. Для развития звуковысотного слуха я использую игры: «Ступеньки», «Угадай нужную погремушку», «Найди звук», «Птички летают высоко и низко». Для развития тембрового слуха, я использую игры: «Угадай, на чем играю», «У нас гости», «Определи музыкальный инструмент». «Веселый оркестр», «Чьи шаги?» Для развития динамического слуха, я использую игры: «Тихие и громкие звоночки», «Громко-тихо», «Будь внимательным», «Дождь и дождик». Приемы игротерапии я использую на занятиях и на праздниках.
Праздникотерапия
Праздник – это очень важная часть жизни наших детей. Детские впечатления праздника и связанных с ним положительных эмоций надолго остаются в памяти детей. Праздник для ребенка - это радость и восторг. Это отличное настроение и ожидание чуда. Для меня главное на празднике - увлечь детей в сказочный музыкальный мир, чтобы у детей на эмоциональном уровне развивался ум, воображение, творческая инициатива. Я стараюсь, чтобы на празднике каждый ребенок смог проявить себя и почувствовать себя участником общего веселья и торжественного настроения.
Выводы
С помощью использования приведенных выше инновационных технологий, педагогических приемов и методических форм в своей работе я достигла следующих результатов:
- у меня на занятиях и праздниках царит атмосфера радости, веселья, дружеского общения, взаимопонимания и гармоничного самоощущения;
- дети проявляют активность, они спокойны и раскрепощены, страх, неловкость и неуверенность в себе постепенно проходят;
- в процессе музыкального развития дети овладевают всеми знаниями, предусмотренными программой. У них развиваются творческие способности к музыкальной деятельности. Дети познают окружающий мир и себя в этом мире во время непринужденного и жизнерадостного общения с музыкой;
- я пребываю в постоянном творческом поиске; в работе над созданием новых, лучших педагогических приемов и методических форм.
Благодарные отзывы родителей и восторг детей приносят мне удовольствие, ощущение «отдачи» и уверенность в правильности применения инновационных технологий.
Моя задача – внушить ребенку, что нет ничего дороже здоровья. Человек здоровый духовно и физически всегда счастлив. Такую личность я и старась воспитывать с самого раннего детства.
Все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту и творческие возможности детей я использую для своей главной цели - научить детей любить, понимать музыку и при этом сохранить и укрепить здоровье каждого ребенка.
И, конечно же, применение и использование этих технологий в организационно-учебной деятельности, дали свои результаты. Мои дети добиваются больших успехов, участвуя в районных, областных конкурсах.