МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и воображения дошкольников через использование нетрадиционной техники лепки миллефиори»

Валентина Усачева
Опыт работы «Развитие мелкой моторики и воображения дошкольников через использование нетрадиционной техники лепки миллефиори»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность опыта

Перед современным педагогом поставлена важная задача: сформировать всесторонне развитую личность - научить фантазировать, конструировать, моделировать, экспериментировать, развивать речь, рисовать, делать своими руками поделки, развивать эстетический вкус и речь.

Обоснование выбора темы

Неоспорима польза, которую приносит развитию ребёнка занятие лепкой. Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется зрительное восприятие объектов, образное мышление, тренируется память, внимание, воображение, развивается мелкая моторика, что особенно важно для подготовки ребенка к школе, опыт создания поделок из обычных материалов постепенно учит малыша смотреть на знакомые вещи намного шире. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики и воображения дошкольников через использование нетрадиционной техники лепки миллефиори“» размещена в разделах

Благодаря творческой и коллективной работе воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, инициативность, умение работать в коллективе.

Существует множество различных приемов работы с пластилином, но наибольший интерес у меня вызвала лепка в технике «миллефиори».

Что же такое миллефиори?

Это новый вид декоративно – прикладного творчества.

Миллефиори– старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле расположен по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла образуется узор (чаще несложные цветы, затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.

В наше время технику «миллефиори» используют при изготовлении различных изделий из полимерной глины. Они очень изящны и красивы. Вместо полимерной глины я в своей работе использую пластилин.

Цели и задачи опыта

Цель: развитие мелкой моторики и воображения дошкольников через использование нетрадиционной техники лепки «миллефиори».

Задачи

Образовательные:

- знакомить с новым видом изобразительного искусства;

- учить взаимодействовать в двух различных техниках — аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.

Развивающие :

- развивать мелкую моторику рук, используя приемы работы с пластилином;

- подготавливать кисть к письму;

- развивать способность к правильному восприятию композиции и масштаба.

Воспитательные:

- воспитание самостоятельности, усидчивости, терпеливости и аккуратности;

- воспитывать навыки работы в коллективе;

- в зависимости от темы воспитывать любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, любовь к домашним питомцам и т. д. ;

- воспитывать доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким.

Эстетические:

- формировать чувство цвета и формы;

- развивать способность экспериментировать с сочетанием оттенков и материалов.

Теоретическая база опыта

Миллефиори (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) – старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра.

В 1981 году Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» - трость).

В русском варианте эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.

С начала 80-х годов «колбасная» техника (или «миллефиори») бурно развивалась и превратилась в одну из основных техник при работе с пластикой. С ее помощью из полимерной глины мастера творят настоящие шедевры. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками. Но принцип везде один и тот же - составление сложных рисунков из более простых элементов - тот, что придумали итальянские мастера-стеклодувы с острова Мурано еще в далеком 14-м веке.

В наши дни изготавливается большое количество изделий в технике «миллефиори» с применением пластики, полимерной глины и даже пластилина. Изделия, выполненные в этой технике «миллефиори», всегда уникальны и притягивают взгляд уже не одну сотню лет.

Новизна опыта

Новизна моего исследования заключается в следующем:

1. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с поставленными целями и задачами.

2. Систематизация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и воображения средствами «миллефиори».

3. Разработка дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности для детей (6-7 лет)

4. Планирование работы с родителями по данному направлению.

Описание опыта

Оценить красоту и неповторимость рисунка в технике «миллефиори» невозможно пока не попробуешь ее на практике. Эта техника достаточно сложная, но в своей работе с детьми я использую более простые приемы. А пластику или полимерную глину с легкостью заменила на пластилин. Миллефиори из пластилина в своей основе будет имеет тот же принцип, что и в работе с пластикой или полимерной глиной. Рисунок формируется из пластилинового цилиндра, который вытягивают до нужной длины и режут на отдельные кусочки одинаковой толщины. Важно, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.

Размер рисунка зависит от замысла, но удобнее складывать рисунок 2-4 см высотой. Диаметр цилиндра (колбаски) тоже лучше делать не слишком большим и не слишком маленьким, где-то 3-4см. Затем можно ужимать и уменьшать колбаску до нужного вам размера. Из сформированных цилиндров формируется узор –на первом этапе чаще всего это несложный цветок, в дальнейшем может получиться и очень замысловатый орнамент.

Форма брусочка с рисунком может быть любой – круглой, квадратной, треугольной любой сложности. Но уменьшать удобнее простые округлые формы.

Обучать технике «миллефиори» нужно в порядке повышения сложности: начинать лучше с простых элементов небольшого размера и постепенно переходить к созданию более сложных.

Работая в технике «миллефиори», дети постепенно осваивают приемы: скатывание, раскатывание, сплющивание, отщипывание, прижимание, придавливание. Дети постепенно учатся создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут подарить своим близким и друзьям. При успешном овладении техникой «миллефиори» можно выполнять коллективные работы.

Выполняя творческие работы в этой технике, с детьми дошкольного возраста использую конструктивный, модульный, комбинированный способ лепки. Реже использую скульптурный способ лепки.

Конструктивный способ лепки – это образ, созданный из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название).

Работа, выполненная модульным способом, напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из одинаковых деталей.

Скульптурный способ иногда еще называют пластичным или лепкой из целого куска. Скульптурный – более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным. Обычно детям необходимы некоторые пояснения и показ техники.

Комбинированный способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.

Обучение детей работе в технике миллефиори построено по принципу от простого к сложному.

На первом занятии с детьми

- знакомлю детей с историей появления техники миллефиори;

- выполняю с детьми основные приемы: разминания, скатывания в рулет и ужимания;

- изготавливаю с детьми основные круглые модули;

- при помощи формочки для печенья обучаю делать фигурные модули.

Эти модули могут быть выполнены в форме: сердечек, листиков, ромбов и т. д. Из готовых модулей, добавляя различные мелкие детали – шарики, веточки, жгутики, дети выкладывают орнамент или плоскостную сюжетную композицию.

Для закрепления умения скатывать и нарезать цилиндры раздаю готовые шаблоны. Эти шаблоны дети заполняют разными модулями так, чтобы не оставалось нигде просветов. Шаблоны могут быть у всех одинаковые, но так как воображение и фантазия у каждого ребенка развиты по своему, то и детские работы получатся разными. Каждая будет по-своему уникальна. Ведь в нее ребенок вкладывает частичку своей души и своего творческого замысла.

На первом занятии, когда детей знакомят с техникой миллефиори, предлагается выполнить простейшие изделия в данной технике.

Для этого надо:

- скатать «рулетик» из трех разноцветных пластов пластилина;

- получившейся «рулетик» прокатать его между ладоней, чтобы вышел воздух и пласты пластилина плотнее прилипли друг к другу, по мере прокатывания «рулетик» ужимать;

- получившийся цилиндр нарезать на пластинки, одинаковой толщины и формочкой для печенья выдавить фигурку. Эти фигурки могут быть разные.

На последующих занятиях, проявив фантазию и немного терпения, я используя модули «сердечко» большое и маленькое, модуль «тюльпан» для изготовления силуэта рыбки.

Для веточки с листочками - можно воспользоваться модулем «листочек».

Для цветочной композиции - подойдет модули «цветок», «сердечко», «перо». Для того, чтобы выложить «жар-птицу», используется модуль «перо».

При переходе к более сложному приему - назовем его «капелька» - скатываем «рулетик» (цилиндр) из трех пластов пластилина. Готовый цилиндр немного ужимаем, вытягиваем и прищипываем с одной стороны по всей длине цилиндра. Затем нарезаем на кусочки. После нарезания каждый кусочек похож на капельку.

Из таких кусочков - капелек можно выложить цветок или бабочку. Можно выложит птиц, например, сову или петушка.

Постепенно переходим от простого к сложному. Выполняем классический элемент «Цветок». Количество лепестков цветка зависит только от вашего желания. В основном их делают от 5до 8 штук.

Для изготовления цветка из бруска пластилина делаем цилиндр диаметром 1-2 см. и высотой 4-6см., оборачиваем его тонким пластом пластилина контрастного цвета. Прокатываем и ужимаем между ладоней до толщины 5-7 мм.

Получившийся узкий и длинный цилиндр (или как его еще называют трость) нарезаем на одинаковые брусочки длиной 4 - 5 см. Количество этих брусочков будет соответствовать количеству лепестков вашего цветка. В данном случае их будет пять. Делаем еще один брусочек – серединку цветка любого контрастного цвета. И вокруг серединку обкладываем получившимися брусочками. Прижимаем. Прокатываем между ладоней для лучшего сцепления и нарезаем на пластинки. Если для изготовления цветка использовать белый и розовый пластилин, можно изготовить яблоневые цветы, добавив к ним листочки можно собрать яблоневую ветку.

Для изготовления цветочка нам понадобится скатать «рулетик» из трех контрастных по цвету пластин, для это необходимо:

- прокатать рулетик его между ладоней;

- ужать и вытянуть до получения узкого и длинного цилиндра;

- получившийся длинный цилиндр нарезать на шесть столбиков одинаковой длины, такой же по размеру столбик другого цвета будет серединкой для цветка;

- вокруг столбика желтого цвета уложить голубые элементы;

- прокатывать их между ладоней для уплотнения и нарезать на пластинки.

Есть еще один способ выполнения элемент «Ветка». Он достаточно сложный. Его можно использовать в работе с детьми старшего возраста или взрослыми.

В технике миллефиори существует несколько способов выполнения элемента – «Листок». Начинаем с самого простого:

- возьмем два оттенка зеленого пластилина;

- раскатаем их в тонкие пластины;

- пластины наложить одну на другую, разрезать пополам;

- еще наложить друг на друга и опять разрезать;

- проделывать эту операцию до нужной толщины листа;

- придавить для лучшего сцепления пластилина;

- нарезать на пластины и формочкой для печенья выдавить листок.

В технике «миллефиори» можно получить красивое «полотно» с акварельным переходом цвета.

Работы, выполненные с применением такого «полотна» выглядят очень естественно и изящно. Этот метод достаточно сложный, его можно использовать на занятиях с детьми старшего возраста или в работе со взрослыми.

Результативность опыта

Применяя технику «миллефиори», создаю вместе с детьми объемные картины, используем готовые элементы для декора предметов. Материалом для создания работ является пластилин. Выполняя работы в данной технике применяю конструктивный, модульный, скульптурный и комбинированный способы лепки. Занимаясь этой техникой, развиваю мелкую моторику рук, которая в свою очередь является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка. Чем больше ребенок работает пальцами, тем лучше он развивается, лучше говорит и думает.

Лепка в технике «миллефиори» по праву может рассматриваться как уникальная техника. Дети с восторгом открывают и самостоятельно создают новые сочетания цветов. Она может обогатить и разнообразить цветовую палитру работ с пластилином, сблизит лепку с рисованием красками. Преимущество техники «миллефиори» перед лепкой объёмных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Применение этой техники позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но и одновременно закрепляют информацию, полученную в непосредственно образовательной деятельности. Во время лепки у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность. Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

Благодаря творческой и коллективной работе воспитывается культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в коллективе.

Публикации по теме:

Проект «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования» Конспект самообразования на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средством нетрадиционной техники рисования.».

Индивидуальный план работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук по средствам нетрадиционной техники рисованию» Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019 / 2020 учебный год ФИО: Юрченко Надежда Валентиновна Тема: Развитие мелкой моторики.

Индивидуальный план самообразования воспитателя «Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования» Индивидуальный план самообразования воспитателя Филипповой Надежды Александровны. Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей.

Обобщение педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Автор опыта работы: Нефедова Ильмира.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности» Актуальность темы: В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет через разные виды игровой деятельности» Изучение мелкой моторики дошкольников осуществлено в работах Н. А. Бернштейна, Е. П. Ильина, А. Р. Лурии, Е. А. Смирновой, и др. Связь пальцевой.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

План работы кружка «Развитие мелкой моторики рук детей в средней группе через нетрадиционные техники рисования» Развитие мелкой моторики рук детей в средней группе через нетрадиционные техники рисования Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика».

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом.

Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников в различных видах лепки «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики и воображения дошкольников через использование нетрадиционной техники лепки миллефиори»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 21:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие мелкой моторики и воображения дошкольников через использование нетрадиционной техники лепки миллефиори»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Усачева (УИ 2054666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД