Сербинович Елена
Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников в различных видах лепки
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников в различных видах лепки
«Представление, что при любом двигательном тренинге…
упражняются не руки, а мозг,
вначале казалось парадоксальным и
лишь с трудом проникло в
сознание педагогов.
(Н. А. Берштейн.)
Проект «Умные ручки» был разработан в 2017 году для детей второй младшей и средней группы.
Актуальность проекта обусловлена тем, что развитие ручной умелости является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь «открытых».
Публикация «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников в различных видах лепки» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Ручной труд крайне полезен для общего развития ребёнка. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные интегрированные образы и представления. Среди различных видов ручного труда лепка - одно из самых полезных занятий для детей. Она благотворно влияет на нервную систему детей, способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма, художественного вкуса.
Кроме того, в жизни каждого ребенка наступает момент, когда на смену желания «все разобрать до винтика», приходит желание что-то создать, причем непременно самостоятельно, непременно так, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как чувство созидания. Реализация этой потребности - основная цель взаимодействия взрослого и ребенка в рамках данного проекта.
Работа с детьми была спланирована по блокам:
- лепка с использованием дополнительного материала;
- плоскостная лепка;
- тестопластика.
Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. В связи с этим в процессе реализации проекта целенаправленно используется интегративный подход при организации образовательного процесса.
Что явилось причиной разработки и реализации данного проекта?
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Раздел «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ООП ДО включает в себя разнообразные задачи, но не предлагает разнообразия техник лепки.
Помимо этого диагностика воспитанников группы выявила еще ряд проблем у 57% детей:
- несовершенство тонкой двигательной координации, кистей и пальцев рук.
- нарушение пальцевой моторики.
Поэтому и возникла необходимость создания данного проекта, реализация которого позволит развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах лепки. Кроме этого, изобразительная деятельность, в т. ч. и лепка, - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка и, следовательно, вызывает положительные эмоции. Лепка – специфическое образное познание действительности, и как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для интеллектуального развития детей. Успешное овладение техниками лепки требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию. Для создания работы ребенку необходимо применять усилия, осуществлять трудовые действия, что активно способствует формированию у него трудолюбия и трудовых навыков. В процессе данного вида изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства и содействуют формированию эстетического отношения к окружающему.
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в различных видах лепки.
Задачи:
• Вызвать интерес к лепке. Познакомить со свойствами материала.
• Способствовать развитию пространственного мышления, моторики, воображения, эстетического вкуса.
• Развивать коммуникативные навыки.
• Развивать нравственные стороны ребенка, интерес к труду, процессу творчества и познания.
Какие подходы в работе с детьми оказались целесообразными?
Младший дошкольник ещё не умеет делать объё мные изображения: его маленьким ручкам не справиться с большим куском пластилина, а неловким пальчикам трудно обрабатывать и соединять детали, поэтому лучше начать обучение ребёнка лепки с создания плоскостных картин, в которых на первых порах не нужны особые умения и навыки. Также очень часто незнание способов лепки и неумение пользоваться ими мешают ребёнку сделать что то интересное, достичь задуманного результата. В данном случае целесообразно использовать дополнительный материал, который повысит возможности детей, сделает работы детей более разнообразными, содержательными, интересными, выразительными и творческими.
Реализация проекта осуществляется в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников.
В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
Как проходила реализация проекта?
В процессе подготовительного этапа была сделана папка-передвижка.
Оформлена картотека пальчиковых игр.
Приобретена методическая литература
Оформлены рекомендации для педагогов и родителей, проведено анкетирование.
Был организован сбор дополнительного материала (природного и бросового) для изготовления поделок
Работа с детьми включала реализацию мини-проектов.
Продолжался сбор дополнительного материала.
Оформлялись фотовыставки и выставки поделок детей
Народные игры со словами и пальчиковая гимнастика были нашими активными помощниками.
А сейчас я хочу более подробно остановиться на видах лепки, используемых в работе с детьми, и результатах детской деятельности.
Первый блок - лепка с использованием дополнительного материала.
Из сосновых шишек получились замечательные ежики.
С помощью яйца от киндерсюрприза нам удалось сделать жирафиков, а пластиковые ложечки превратились в веселых человечков.
Яйцо от киндерсюрприза - прекрасная основа и для других поделок: совят и
попугайчиков.
А какие забавные чебурашки получаются из шишек!
Макароны пригодились нам для того, чтобы сделать других ежиков.
А в крышечках от пластиковых бутылок «выросли» кактусы.
Второй блок - не менее интересна для детей и плоскостная лепка.
Улитки.
Капельки.
Банки с консервированными фруктами.
Варежки.
Солнышки.
У каждого ребенка абсолютно неповторимые работы!
А какие у нас получились светофоры.
И сладкие арбузы.
И виноград, как настоящий!
Третий блок - тесто – любимый детьми материал для лепки.
Фантазия здесь тоже безгранична.
Забавные смешарики.
Божьи коровки.
Леденцы на палочке.
Украшения для новогодней елки из теста.
Гусеницы и змейки.
Хочется отметить, что ребята с большим удовольствием раскрашивают свои поделки из теста.
А также проходили фотовыставки.
«Дары осени»
«С новым годом!»
«Подарок маме»
«Здравствуй, лето!»
Выставка поделок «Умелые руки не знают скуки» функционировала постоянно, и я думаю, радовала всех.
Ну, а как могут не радовать такие работы детей!
Участие в реализации данного проекта, несомненно, принесло много пользы, положительных эмоций детям и взрослым.
Ожидаемые результаты оправдались
Дети:
• Появился интерес к лепке.
• Познакомились с различными материалами.
• Овладели разными видами лепки.
• Развивается мелкая моторика рук, пространственное мышление, воображение, эстетический вкус.
• Навыки детей стали более совершенными.
• Проявляются творческие способности.
Родители:
• повысился интерес родителей к образовательному процессу ДОУ, к совместным занятиям с детьми;
• приобрели навыки различных видов лепки.
Педагоги:
• повысилась компетентность и мастерство педагогов по данному разделу работы.