Папки-передвижки

Опыт работы «Работа по формированию правовой культуры у детей дошкольного возраста»

Шульга Ольга
Опыт работы «Работа по формированию правовой культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребёнка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.

Задача современных педагогов ДОУ – не оставаться равнодушным и организовать защиту прав и достоинств маленького ребёнка. Для этого необходима систематическая работа с родителями и детьми.

Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Педагогическая целесообразность.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

Цель работы заключается в формировании правового самосознания и в обеспечении на этой основе сознательного и активного поведения, соответствующего правам и обязанностям каждого члена общества.

Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

- организовать работу в соответствии с нормами международного права, российского законодательства;

- вести правовое просвещение родителей;

-осуществлять профилактическую работу по предупреждению нарушений прав ребёнка в семье, соответствую защите прав ребёнка и вне воспитательного процесса;

- формировать у дошкольников чувство собственного достоинства, осознание своих прав и обязанностей, уважения к достоинству и правам другого человека.

1.2. Основные направления в работе с детьми.

Все права можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

Так, первый блок – права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д.

Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у низ представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками

С ознакомления с правилами поведения в группе и начинается нравственно-правовое воспитание. Воспитатель вместе со своими подчинёнными обсуждает правила, которые помогают им жить в коллективе дружно. Составляется свой «свод правил», которые знают все дети и которые они все должны выполнять. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен так же соблюдать их по отношению к другим детям.

Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями: «Слушай, что я тебе говорю, а своё мнение оставь при себе, «Что ты сидишь один, иди играть со всеми ребятами, «Мало ли, что тебе хочется сейчас делать, делай то, что делают все». Подобные выражения довольно часто употребляют воспитатели в общении с дошкольниками, требуя от них повиновения.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса у ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.

Нравственно-правовое воспитание – очень тонкий процесс. Здесь важно, чтобы педагог не упускал из виду возраст и возможности своих воспитанников, соблюдая чувство меры, знакомя детей с их правами и обязанностями.

1.3. Правовое образование дошкольников.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Рекомендуется проводить:

• ролевые, театрализованные и дидактические игры;

• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Организовывать:

• проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т. п.);

• продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т. п., их презентация).

Информация для воспитателя.

• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п.

• Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.

• Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.

Какие задачи ставят педагоги?

• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Работа с детьми.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовала разнообразные методы и приемы: использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы); решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;

дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея»

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большую часть времени я посвящаю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

В совместной и индивидуальной деятельности с детьми использую устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения. Составленная совместно с детьми "Декларация прав группы", в которую входят такие правила, как: кто сильнее, тот уступит,

умеешь сам – научи другого; 5 на 5 – не будем сдачу мы давать, и так далее.

Это помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В конце дня дети рассказывали о своих поступках и на доске отмечали положительное - звездочкой. Это помогает детям самостоятельно выполнять определенные нормы и правила поведения.

Большой популярностью у детей пользуется Емеля, именно с ним дети отгадывают ребусы, кроссворды, загадки, разучивают стихи, пословицы, повторяют свои права и обязанности. Емеля приходит к детям каждую неделю, зовет их на чаепитие и за неспешным разговором ведет беседы: «Кто такой настоящий друг», «Помогаем дома маме» и т. д.

В своей работе я учитываю право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный "фонд его действенных знаний, умений, навыков"

2.2 Работа с родителями.

Свою работу с родителями я строю поэтапно:

- ознакомление их с дошкольным учреждением, группой, основными нормативными документами по правам детей;

- планирование и обеспечение правового образования родителей;

- привлечение родителей к участию в родительских собраниях, днях открытых дверей, встречах за круглым столом и других мероприятиях;

- посещение семей;

- анализ результатов работы с родителями.

Чтобы успешно решать вопросы правового образования родителей, необходимо тщательно планировать эту работу. Как правило, в плане делается упор на проведение мероприятий, способствующих сотрудничеству ДОУ и родителей, обеспечивающих повышение их юридических знаний в области прав детей.

Основные формы по правовому образованию родителей и повышению их педагогических и правовых знаний, которые я использую:

- знакомство на первом родительском собрании;

- опрос родителей на предмет индивидуальных особенностей ребёнка;

- ознакомление с основными документами по правам детей и обязанностям родителей;

- анкетирование и тестирование;

- вечера вопросов и ответов;

- индивидуальные беседы;

- консультации специалистов ДОУ;

- проведение открытых занятий с детьми по правовой тематике;

- посещение семей воспитанников;

- использование библиотечки юридической литературы и наглядной информации;

- изучение памяток для родителей;

- круглые столы, лекции;

- совместные мероприятия с родителями;

- обмен опытом с целью повышения юридических знаний и правовой культуры.

Так, на первом общем родительском собрании группы родители знакомятся с основными документами по правам детей.

На этапе ознакомления родителей с организацией работы детского сада я оформляю для них приглашения на экскурсию по учреждению. В ходе экскурсии родители знакомятся с условиями и коллективом сотрудников ДОУ, а затем отвечают на вопросы небольшой анкеты-опроса. В период пребывания ребёнка в детском саду такой опрос проводится несколько раз, что позволяет определить уровень удовлетворённости взаимодействием семьи и детского сада.

Хорошо зарекомендовали себя тестирование и анкетирование. Родителям интересно узнать, какие они воспитатели, каков их уровень правового образования, способны ли они взвешенно оценивать свои действия и поступки по отношению к собственному ребёнку и окружающим.

Также родители принимают активное участие в выставках плакатов, рисунков, семейных фотохроник, посещают открытые занятия, викторины и театрализованные представления. При проведении совместных вечеров, папы и мамы рассказывают о своих детях: чем они любят заниматься, какие традиции сложились в семье.

Повышать правовой уровень родителей помогают также встречи за круглым столом. В ходе неформального общения в спокойной, уютной обстановке родители с учётом своих профессиональных знаний и жизненного опыта высказывают советы и наблюдения о ходе воспитательного процесса в ДОУ, активно участвуют в обсуждении затронутых проблем.

Уважение к собеседнику, стремление к диалогу создают определённый настрой в ходе индивидуальных бесед с родителями. Их содержание я тщательно продумываю. Главное при проведении индивидуальных бесед – умение слушать и слышать друг друга.

В ходе родительских собраний, вечеров вопросов и ответов, встреч с родителями или при посещении семьи раздаются памятки с рекомендациями по воспитанию детей, выдержками или основными положениями законодательных или иных нормативных актов, касающихся соблюдения прав детей и ответственности родителей.

Таким образом, разработанная мною система правового образования родителей в ДОУ позволяет найти оптимальные варианты сотрудничества, повысить правовую компетентность родителей. Всё это положительно сказывается на процессе воспитания и образования детей в детском саду и семье.

ОПЫТ РАБОТЫ

Работа по формированию правовой культуры у детей дошкольного возраста.

Воспитатель:

Шульга Ольга Николаевна

Публикации по теме:

Опыт работы по формированию понятия числа в процессе обучения детей счету Нужно ли обучать математике? Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Первая из них очевидна: математические.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Работа по формированию правовой культуры у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 декабря 2024 в 13:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Работа по формированию правовой культуры у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Шульга Ольга (УИ 3515514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД