Наталия Пимашова
Опыт работы «Применение моделирования и элементов ТРИЗ в развитии речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы «Применение моделирования и элементов ТРИЗ в развитии речи»
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирования грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка. Необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительность средств языка сказки, рассказа, стихотворения. Постепенно у детей вырабатывается, формируется художественный вкус.
Публикация «Опыт работы „Применение моделирования и элементов ТРИЗ в развитии речи“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Самое главное – это привить детям любовь к художественному слову. Речь становится образной, непосредственной и живой в том, случае если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству. Среди богатств народного эпоса – сказки являют собой особую фольклорную форму. Сказки в доступной форме раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказка была рассчитана в первую очередь на взрослого, способного через художественное слово – «из уст в уста», - передавать ее содержание детям. Здесь все важно: форма, содержание, художественное преподнесение текста с учетом возраста, но самое главное усиление сохранить изюминку народной мудрости.
Познавательная ценность и воспитательное значение первых сказок для самых маленьких в усвоении ими простейших жизненных взаимосвязей, ориентированных взрослым на положительное начало, которое должно присутствовать в любом сказочном сюжете. Сказка преподносится в светлых тонах, при этом ярко выделяется познавательные, положительные моменты, негативные стороны.
Первая моя задача была научить детей правильно пользоваться заместителями. Замещение основывается на каком –то различии между персонажами. Делала различия, по цвету (например; крокодил зеленый кружок, солнце – желтый) по величине (слон – большой круг, мышка – маленький).
Занятия начинаю с 2-3 кружков, затем вводила еще. Когда дети освоили, перешла к разыгрыванию простых сюжетов. Например : «Давайте сыграем в то, что мама с дочкой пошли в магазин. Вот тут у нас будет их дом, а тут – магазин – (в разных концах листа бумаги рисую два прямоугольника). Вот вам кружки, найдите, какой из них будет мамой, а какой – дочкой. А теперь мама ушла на работу, а дочка осталась дома. Мама вернулась, и вместе с ней пришел папа». Детям нравиться разыгрывать с заместителями – русские народные сказки: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Лиса и рак», «Волк и семеро козлят» и другие. В зависимости от того на сколько ребенок овладел моделированием – изменяю разыгрывание сюжета. Вначале первой младшей группы ребенок только показывает кружок, а котором я говорю, читаю. Позднее переходим к изображению действий; совершаемых этим персонажем. Во второй младшей группе для полного разыгрывания я брала сказку Л. Н. Толстого «Три медведя». Медведи – бумажные полоски разного размера – разной длины. Маша – полоска, примерно равная по длине «Мишутке», но другого цвета. В доме у медведей стоят стулья (бумажные квадратики, разной величины, тарелки (различающиеся по размеру кружочки, кроватки (прямоугольники из бумаги). Сам дом – это нарисованный на листе большой прямоугольник. С одной стороны дверь, в которую все входят, с другой окно, через которое в конце выпрыгивает Маша. Я рассказываю сказку, дети в это время разыгрывают ее. Вот Маша пришла в пустой дом: (поела из самой большой тарелки - потом из средней, потом из маленькой). По очереди посидела на трех стульях (красная полоска – Маша –переходит от одного квадратика к другому). Съела Мишуткин суп и, сломав его стульчик, отправляется спать (поочередно ложится на каждую постель). Рассказываю медленно, ведь ребенку нужно разыграть каждую сцену: покормить Машу, показать, как она качается на стульчики. Можно предложить перевернуть сломанный стул, перевернуть тарелку, из которой все съедено (только обратная сторона отличается по цвету от лицевой).
Разыгрывание сказки, позволяет детям лучше усвоить содержание ее, способствует развитию умения соотносить предметы по величине. Когда дети овладели разыгрыванием сказок с помощью заместителей, мы приступаем «конспектированию». Например, сказка «Про трех котят». Прочла про то, как белый котенок ушел гулять. Дети рисуют кружок около домика. Давайте нарисуем, - предлагаю, и дети рисуют расположение кружков. Затем рисуем ситуации, возникшие после ухода из дома кошки и двух котят. Вот так получается серия рисунков. И по серии рисунков предлагаю рассказать сказку. Не все дети хорошо рисуют, но рассказать смогут все, ведь они рисовали сами. На качество рисунков внимание- не обращаю, чем схематичнее, условнее изображение, тем лучше. Условное изображение можно использовать по - разному. Повышается самостоятельность детей, предоставляется широкое поле для фантазии. При ознакомлении дошкольников с литературой можно выделить два направления, которые имеют большое значение для развития умственных способностей детей. Научить ребенка строить и использовать модели, при пересказе, можно в несколько этапов. Вначале я научила обозначать персонажей и основные атрибуты произведения - заместителями, затем научить передачу основных событий художественного произведения. Первое, чем овладели мои дети –это двигательное моделирование, перемещение заместителей. Например : «Заюшкина избушка», для этой сказки я брала круги одинаковые по размеру, но разного цвета: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух). Я рассказываю, а дети выполняют нужные действия (ушел, пришел). Например : «Теремок», все герои бумажные кружки разного цвета и величины, теремок – квадрат. Вот к теремку подходит лиса, спрашивает: «Кто в теремочке живет?» - ей отвечают мышка, зайчик (ребенок работает, его мысли и движения заняты). Лиса входит в дом, вся последовательность повторяется с волком. Это занятия для младших детей.
Если дети хорошо знают сказку, отвечают на вопросы, по ее содержанию, тогда перехожу к более сложному (загадываю) с помощью заместителей знакомую сказку, а дети отгадывают, рассказываю. Так развивается их речь, мышление. Мне кажется, что с помощью заместителей удобно давать задания, которые потом – толкают ребенка на самостоятельное сочинение новых вариантов и эпизодов сказки. В сказках «Теремок», «Колобок», нет труда в придумывании новых вариантов.
Но если мы вводим новый кружок, и подводим его к теремку:
-Как ты думаешь? Кто еще мог бы прийти, к теремку?- спрашиваю ребенка. (киска)
- Хорошо, это у нас будет киска…. Как ее зовут? (Мурка)
- что она спросит?
- кто в теремочке живет?
-что ей ответят?
Сложнее всего придумать новые эпизоды. В таких сказках, как «Гуси лебеди». Здесь каждая сцена существенно отличается друг от друга: Кого могла встретить девочка, и что спросить?
Введение нового и «до сочинения» сказки, очень сложно не все дети справляются. Трудность заключается в подборе подходящего предмета. Тут надо обладать воображением, помогают в этом специальные игры: «Какой», «Какая», «Сравнения». Яркое необычное сравнение красочное определение – это важное выразительное средство художественной литературы. С их помощью писатель создает образ, передает свое отношение к нему. Слушая сказки, стихи ребенок учится, воспринимает не только сюжет, но и красоту языка. Мы специально направляем их внимание на определения и сравнения. Какое красивое любовное описание башмачков в стихотворении К. Чуковского «Чудо-дерево».
А рассказ В. Сутеева «Под грибом», его черта четкое членение содержание на смысловые части, наглядные модели представляют собой набор карточек (каждая карточка – одна смысловая часть). Стрелки между карточками обозначают направление перехода от одного эпизода к другому, слушая мой рассказ, дети находят у себя карточку необходимую и выкладывают ее на стол. Так выстраивается модель рассказа. Но есть по этому рассказу модель, которую дети строят самостоятельно. Здесь вместо готовых карточек с нарисованными заместителями, ребята сами рисуют на бумаги рамочки, располагают заместителей в каждой и соединяют стрелочками. Правильно считала ту модель, которая соответствовала моему рассказу.
Моделирование помогает детям сочинять литературные произведения малой фольклорной формы: выступает в качестве плана при рассказе; формирует у детей элементарные обобщенные представления о рассказе, как форме литературного произведения. Формирование связной монологической речи у дошкольников – является важной задачей. Занимаясь с детьми я пришла к выводу, что нужно использовать способы облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Начала использовать схемы, иллюстративные панно при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи, организуя занятия по обучению пересказу, придерживаюсь строго плана, конечно, не к любому произведению можно составить схему или панно. Надо, чтобы в тексте были повторяющиеся сюжетные моменты, например мордовская сказка «Как собака друга искала». На иллюстративном панно-схеме дети видят всех действующих лиц сказки, причем в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи тех слов, характерных для произведения.
Если я, например прочла детям сказку С. Михалкова, прошу рассказать о ней. Пересказ – это особое действие со своими правилами, я делаю вид, то мне не удалось запомнить. Учу пересказу постепенно. Путей пересказа очень много об этом я уже писала – это пересказ с опорой на наглядность – иллюстрации, схематические рисунки, рисунки сделанные взрослыми, но есть еще путь ответов на вопросы. Например : по сказке «Три поросенка»
-Как звали поросят?
-Кто из братьев сказал, что пора строить дом?
-Что делали Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, пока брат строил дом?
-Из чего были построены дома у поросят? И т. д.
Постепенно из ответов сложится сюжет сказки. Если дети кое-что забыли и затрудняются отвечать на вопрос, я напоминаю им соответствующий кусок и снова задаю вопрос. Слежу, чтобы ответы на вопросы были правильными, грамотными, сразу исправляю ошибки. Не могу сказать точно, сколько занятий потребуется на каждый этап, это зависит от уровня ребенка, дети все у нас разные, да и от сложности сказки. С детьми средней группы я использовала временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки, такой вид моделей позволяет понять основную последовательность событий сказки. Ее мы обычно составляем вместе с детьми. Обсуждаем с чего, начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей использовали схематические изображения фигурок. Постепенно заполняем все рамки. Самое главное, чтобы их было не очень много – и они соответствовали основным событиям произведения. А потом, дети, глядя на модель могут пересказать сказку. Моделирование с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой развивает умственные способности, поэтому к концу года мои дети стали самостоятельно строить пересказ с частичным моделированием, речь детей развита, сказки составляют практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сказки. Моделирование сказок развивает (основное) словесное творчество детей, развивает речь.
Сказка - это источник развития творческого потенциала каждого ребенка. Язык народной сказки полон метких, остроумных эпитетов. Сказка раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, сравнениями.
К. И, Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радостям, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу».
Моделирование - довольно распространенный вид работы. В детской конструктивной деятельности ярко выступает наглядное моделирование. Мои дети строят конструкции из строительного материала и различных конструкторов по плану, схеме, затем используют эти постройки в процессе сюжетно-ролевых игр. Наглядные модели успешно применяю при формировании у детей математических представлений. Знакомя с эталонами формы, я предложила на плоскостных геометрических фигурках схематически изобразить лица. Получаются фигуры-человечки, с которыми можно играть. Очень интересна история, героями которой будут все те же человечки. Например : «У всех фигур-человечков были свои домики, у квадратиков – квадраты, у треугольников – треугольник, у кругов – круг. Вечером предлагаю вернуть человечков в свои домики. Разыгрываем ситуацию, подул сильный ветер и перепутал все домики. Прошу детей помочь бедным фигуркам-человечкам попасть домой. Дети раскладывают фигуры разного цвета и разной величины, они группируют геометрические фигуры. Такие игры, с элементами моделирования, помогли моим детям быстрее научиться различать предметы по величине, форме, цвету. Познакомившись с эталонами формы, дети подбирают по образцу более сложные задания. Для того, чтобы дети быстрее запоминали числа, и знали геометрические фигуры, я использую моделирование, в виде кругов, которые пересекаются и ребенок видя это более полно получает представление о числе. Круги лучше вырезать из кальки, чтобы цифры просвечивали, и размер круга должен быть таким, чтобы охватил все нужные цифры. Использование наглядных моделей, учит детей выделять существенные для каждой познавательной задачи признаки, устанавливать различные отношения, выполнять умственные действия, развивает интеллектуальные способности. Конечно, способности у детей развиваются не одинаково, но я стараюсь использовать моделирование и в физкультурных занятиях, особенно в заданиях на основные виды движений: подтянуться, проползти, прокатить мяч, ходьба на равновесие и т. д. Большую помощь оказывают календари погоды (природы, ведь здесь дети схематически изображают изменения в происходящие в природе, рисуют знаками. Я не даю точных знаков и не прошу копировать мои знаки, мне больше нравиться, если ребенок сам проявляет свою фантазию, предлагая совершенно другие обозначения. У детей очень развито воображение, много лучше, чем у взрослого. В облаках ребенок может увидеть «зверей, птиц, и т. д.». Поэтому в этом году стала знакомить детей с моделированием маленькими человечками. Мне казалось, что дети не поймут, но к большой радости я оказалась не права, ребяткам очень понравилось играть с человечками, они рисуют их с большим желанием, строят из них предметы различные. Предложите своим детям подуть на ладошку и почувствовать, как бегут по их ладошки воздушные человечки. Посмотрите, как качают воздушные человечки шторы, они играют с ними. Дети любят играть, изображать себя в роли маленьких человечков: каменных, водяных, деревянных. Пока ММЧ (моделирование маленькими человечками) я использую только в режимных моментах, но в старшей группе хочу попробовать использовать их в обучении грамоте, представив согласные в виде синих человечков, а гласные – красных.
Роль моделирования, моделей в умственном развитии детей состоит не только в том, что через них дети получают доступ к скрытым свойствам вещей, модели раскрывают перед детьми область особых отношений – отношений модели и оригинала. Сегодня нужны люди интеллектуальные, смелые, самостоятельные, творческие, умеющие принимать решения без боязни. В этом может помочь ТРИЗ. Используя в работе элементы ТРИЗ и моделирования убедилась : у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развивается память, преодолевается застенчивость, замкнутость, формируется логика, ребенок учится самостоятельно находить решения.