Громова Нина
Опыт работы по трудовому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по трудовому воспитанию
Среди образовательных задач, выдвигаемых в современном обществе, вопрос трудового воспитания детей остается одним из самых актуальных. Считаю, что интерес к труду, трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства.
Публикация «Опыт работы по трудовому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Поэтому темой моего самообразования стало – трудовое воспитание. Работу над ней я начала с 2012 года, и продолжаю, посей день, обращая особое внимание на возрастные особенности детей. Так в младшем возрасте я определила, что дети с интересом наблюдают за трудом взрослого, но трудовые навыки еще не сформированы, как самостоятельная деятельность, поэтому первоочередной задачей было привитие навыков самообслуживания, а в старшем возрасте приоритетным направлением стало формирование нравственно-трудовых качеств через ознакомление с трудом взрослых.
Я полностью согласна с великим педагогом В. А. Сухомлинским, который говорил: «Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». Именно поэтому целью моей работы стало формирование позитивного отношения к труду.
Для реализации цели наметила следующие задачи по трем направлениям
- формирование трудовой деятельности ребёнка;
- ознакомление с трудом взрослых;
- воспитание личности ребёнка в процессе индивидуальной и коллективно-трудовой деятельности.
Чтобы добиться желаемых результатов, я использую следующие методы, наглядные, словесные, практические, игровые.
Организацию трудовой деятельности детей я осуществляю через самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной и художественный труд.
Планирую и провожу разные виды труда в течение всего дня пребывания детей в саду. В утренние часы дети трудятся в уголке природы, ухаживают за растениями. На прогулке дети помогают взрослым приводить в порядок территорию участка; проводится коллективная уборка в групповой комнате, в спальной. Во второй половине дня планирую и провожу ручной труд : дети любят заниматься лепкой из солёного теста, также нравится изготовление поделок из природного материала, занимаются оригами. Я могу смело сказать, что дети моей группы проявляют живой интерес к разным видам труда, за любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща.
Выполняя с детьми разные виды труда, использую алгоритмы последовательности трудовой деятельности
А наблюдения, экскурсии, ознакомлении помогают создать более точное представление о труде взрослых.
Использую разнообразные формы работы : одна из наиболее важных создание предметно-развивающей среды
С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, особенностях их трудовой деятельности, мною пополнен книжный уголок
Оборудованный в группе уголок природы, включает в себя необходимый инвентарь по уходу за растениями. Также здесь хранится собранный родителями и детьми природный материал
Благодаря участию родителей были организованны зоны для сюжетно-ролевых игр: парикмахерская, прачечная, магазин, поликлиника. Этот вид деятельности необходим, потому что, именно, в игре, в специально созданных условиях, дети воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Также отведено место для дидактических игр, среди которых много игр по ознакомлению детей с трудом взрослых. Их использование в работе позволяет закрепить знания об особенностях труда разных профессий.
Уголок дежурства привлекает к выполнению трудовых поручений.
А уголок театрализованной деятельности, с различными видами театра помогает проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок. А сказочные герои, как известно, выполняют определённые трудовые действия.
Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и способствует созидательной трудовой деятельности детей.
В процессе труда я стараюсь распределить работу между детьми, объясняю, что им надо делать, показываю отдельные приёмы. И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение.
Большое внимание уделяю наблюдению за трудом сотрудников детского сада. Непосредственное общение детей с людьми труда, более близкое знакомство с орудиями труда и трудовыми действиями, возможность участия в них самих детей формирует позитивное отношение к труду : медсестра, машинист по стирке белья, повар, няня на собственном примере побуждают интерес к своим профессиям.
Для того чтобы углубить интерес к труду людей, поддерживать желание подражать взрослым мною стали организовываться экскурсии не только по детскому саду, но и за его пределы.
Например, во время экскурсии в магазин, я старалась обратить внимание детей на общий порядок, на работу продавца.
Целью экскурсии в пожарную часть было не только познакомить с новой профессией, а получить возможность воочию увидеть спасательное оборудование, транспорт, примерить шлем пожарника.
В библиотеке же ребятам показали много интересных детских книг, подробно рассказали о своей профессии.
Узнали тонкости работы тренера, посетив ФОК.
Познакомились с особенностями работы почтальона и фармацевта, побывав на почте и в аптеке.
Посещение школы №2, дало возможность познакомиться со своими будущими учителями, так как скоро ребята станут учащимися этой школы.
Самым неожиданным и запоминающим стало приглашение от мамы одного из воспитанников. Надолго запомнится ребятам профессионализм мастера-дизайнера по ногтям.
Читая и анализируя произведения о труде, беседуя на темы: «как трудятся взрослые», «Профессии мам и пап», уделяю большое внимание рассказам детей о труде своих родителей. Совместно изготовлен альбом о профессиях родителей. Ребятам очень нравится, когда на такие беседы приходят известные люди нашего города.
Я придерживаюсь основных форм организации труда детей и добиваюсь результатов через коллективный труд, поручения и дежурства. Систематические дежурства по столовой, на занятии, в уголке природы организуют детей, вырабатывается ответственность за порученное дело. Поручения позволяют привлекать детей к разнообразной трудовой деятельности.
Начиная со средней группы, я активно использую инновационные методы, такие как проектная деятельность. Первой совместной долгосрочной работой стал проект «Труд взрослых в детском саду» целью было познакомить детей с основными видами деятельности работников детского сада. Достигнуть поставленной цели мне помогли организованные наблюдения за разными трудовыми процессами. Экскурсии по детскому саду. А учитывая возрастные особенности, все полученные навыки отрабатывались в игре. Так как дети четвёртого года жизни склонны к подражанию. Итогом проекта стало проведение открытого занятия «Все работы хороши».
Особенно полюбившимся детям стал экспериментально-исследовательский проект «Огород круглый год». Основной целью было, самим вырастить урожай. Ещё с осени заготовили землю для овощных культур. Ранней весной посадили семена, затем наблюдали, ухаживали за рассадой. В мае высадили на грунт, продолжали наблюдать. А какой восторг дети получили от того, когда сами собрали первый урожай. Ну. А самым запоминающим было, когда из выращенного урожая, на совместном досуге с родителями был приготовлен овощной салат.
Невозможно мою работу представить без помощи родителей. Родители имеют возможность заинтересовать ребёнка не только в семье, но и в детском саду. Они принимают участие в совместном труде на территории детского сада и в группе. Ведь труд вместе с ними доставляет ребёнку радость.
Стараюсь систематически информировать родителей. Использую такие формы, как консультации, памятки, буклеты, папки-передвижки, совместные развлечения. Активное участие принимают в выставках поделок по сезонам. Силами родителей много было сделано оборудования для участка.
Работа над темой «Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление с трудом взрослых», дала свои положительные результаты. Дети моей группы стали более самостоятельны, бережно относятся к вещам, у них развито чувство взаимопомощи, дружелюбия, в целом они проявляют положительное отношение к труду и уважения к труду взрослых.