Раиса Шевелева
Опыт работы по теме «Эколого-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой.
Воспитание патриота – сложный процесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспитатели, можем вырастить патриотов страны. Мы не можем быть безразличными к тому, какими станут наши воспитанники в будущем.
Публикация «Опыт работы по теме „Эколого-краеведческая деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо, я считаю, осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе я стараюсь прежде всего учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе).
Региональный компонент у нас отражен в основной образовательной программе МДОУ № 5. Основной целью моей работы по воспитанию патриотизма у детей через эколого –краеведческую деятельность является подготовка детей к осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем. Именно это позволит сохранить родную природу в ее первозданном виде.
Для решения поставленной цели я выдвинула следующие задачи:
- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
- обогащать знания детей о природе;
- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Данные задачи решаются в различных видах деятельности, через различные формы организации экологического воспитания детей.
В группе создана необходимая предметно – развивающая среда по экологическому воспитанию детей : экологическая лаборатория, уголок природы, оформлены альбомы, буклеты «Кавказ –наш общий дом», «Фауна Ставрополья», «Флора Ставрополья», и другие, имеется много художественной литературы по экологии, на участке детского сада: экологическая тропа, уголок леса, сада, клумбы.
Основной формой работы являются занятия, проводятся в основном интегрированного характера.
В совместной деятельности воспитателя и ребенка провожу беседы, на темы: «Мой край – Ставрополье», «Мое родное село», «Наша родина –Россия», стали традиционными «Уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Предлагаются следующие темы «уроки доброты» : «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Кого можно считать заботливым», «Любить природу- что это значит».
Знакомлю детей с циклом стихов местного поэта Муль В. И. о родном селе, о Курском районе. Очень нравятся детям экологические сказки Н. А. Рыжовой: «Как медведь пень потерял», «Как люди речку обидели», «Серая шапочка и красный волк» «Добрая змея» и другие, которые воспитывают в детях экологическую культуру и желание сохранять родную природу.
Осуществляется знакомство с флагом, гербом и гимном родного края, России, рассказывается о достопримечательностях города Ставрополя, Кавказских Минеральных вод.
Провожу экскурсии с целью ознакомления с родным селом, летом были на колхозном поле во время уборки, на пекарне села, в лесу.
Проводятся целевые прогулки: по улице села, в лес, на речку, на поляну.
Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. В играх дети получают новые знания о природе, происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней.
В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края провожу экологические развлечения : «В гости к Лесовичку», «У природы нет плохой погоды», «Природа-волшебница». «В гостях у осени»
Опытно-экспериментальная деятельность является одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать.
В экологической лаборатории провожу различные опыты : с водой, воздухом, песком, глиной. Работаем с детьми над проектами экологическими, такие как: проект «Дерево», проект «Наша речка», «Наш огород» .
Знакомство с родным селом и родной страной вызывает у детей положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно-творческой деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств ведется и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, городе, предметы народного прикладного искусства.
Обязательным компонентом работы в течение года является природоохранная детская деятельность. Провожу с детьми совместно с родителями с «экологический патруль» для наведения порядка на территории детского сада, проводила акцию «Береги птиц», «Елочка – зеленая иголочка», тем самым, дети участвуют в общем деле, становятся сопричастным к жизни социума.
Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаимодействии с родителями. Проводятся тематические родительские собрания, консультации для родителей, родители привлекаются к организации мини-музеев, принимают участие в выставках поделок их природного материала, бросового материала, в оформлении участков к зимнему и летнему сезону, в проведении совместных экскурсий, праздников, походов, выставок и конкурсов.
Предлагаемая система работы по формированию патриотического сознания через экологическое образование способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свою малую Родину, за Родину, за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников.