Шипилова Анастасия Юрьевна
Воспитание у дошкольников любви к малой Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина страны, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша задача как воспитателя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Публикация «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» размещена в разделах
Стать патриотом, интернационалистом, гуманно относиться к людям – зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Основной из задач дошкольных образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, к ним относятся: чувство красоты, любви, доброты, воспитание на примерах истории культуры родного края и страны.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю». Если в дошкольный период сформировано это чувство, то в школьный период становится возможным то, что В. А. Сухомлинский определял «как личное отношение к Родине».
Патриотическое воспитание – приоритетное в воспитательном процессе нашего ДОУ и осуществляется по направлениям:
• духовно-нравственное;
• социальное;
• эстетическое;
• краеведческое;
• экологическое;
• трудовое;
• работа с семьей и другие.
Свою работу по патриотическому воспитанию я начала прежде всего с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи:
1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений.
2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
3. Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу.
4. Способствовать формированию понятия о том, что у каждого ребенка есть семья, учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении.
5. Подвести детей к пониманию того, что образ жизни людей меняется с течением времени.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, станице. Чтобы любить свою родную станицу, её надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить станицу в целом, поэтому знакомство с ней я начинаю с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провожу беседу о нашем садике, знакомлю детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организую обзорную экскурсию по детскому саду, знакомлю детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказываем о труде людей, работающих в нашем детском саду.
Одной из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родной станице, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», закрепляем во время дидактических игр, например «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы – пассажиры». И других.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьей мы начинаем с бесед, с рассматривания картин о семье. К работе подключаем родителей, совместно с которыми оформили альбом «Моя дружная семья», создали мини музей, где оборудовали избу с печкой, столами, люлькой, домашней утварью и русской народной казачей одеждой.
На следующем этапе знакомлю детей с русскими народными казачьими традициями и обычаями. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили.
В нашем детском саду также есть свои традиции и праздники, такие как «Осень золотая», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День рождения детского сада», «День смеха»,»Выпускной», «Дни рождения детей», «Пасха». На занятиях по рисованию дети с большим интересом расписывали пасхальные яйца. Выясняем, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого проводим анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Ставропольского края.
В своей работе мы эффективно используем взаимодействие с учреждениями станицы: с домом культуры, с библиотекой, со школой, со школьным музеем боевой славы.
Рассказываем детям, что в станице Стодеревской, как и в других населённых пунктах, есть памятники, их ставят тем людям, которые прославили свою страну и отдали за нее жизнь. Что каждый год 9 мая все жители нашей станицы приходят к этим памятникам, чтобы почтить память своих героев-земляков и возложить цветы к памятнику. Объясняем детям, что возле памятника есть «вечный огонь», который горит, не угасая, днем и ночью – это символ памяти о тех людях, кто защищал и погиб за нашу Родину. Дети не остаются равнодушными к этим рассказам и изъявляют желание в праздничный день возложить цветы к памятнику воинам-землякам.
Большое значение в патриотическом воспитании детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Так дети нашего детского сада принимают активное участие в праздниках станицы и детского сада: день защиты детей, юбилей детского сада, День поля, День работника сельского хозяйства, День матери - все эти праздники запомнились яркими красками, оригинальными костюмами и радостным настроением.
Расширяя знания детей о понятии Родина, объясняем и подводим к тому, что это не только станица, в котором ты родился и живешь, а Родиной мы зовем наш район, наш край и нашу Россию. На занятиях по теме «Наша Родина – Россия» дети узнают, что лес, и реки, и моря, и горы – все это большая наша страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живет в России талантливый народ, который придумал интересные сказки, потешки и песенки.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием : будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми, - что наши дети показали и доказали, приняв участие в военно – спортивной игре «Зарничка – 2019» .
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Эта работа проводится мной систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, природе, родной станице и своей стране.
Работа по этой теме позволяет достичь следующих результатов: у детей расширияется словарный запас, дети умеют составлять большие по объему и более последовательные рассказы, улучшается память, расшираются знания о родном станице.
Я уверенна, что у детей нашего садика зародились первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своей станице, своей Родине.