Ирина Бусыгина
Опыт работы по теме «Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : «Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Бусыгина Ирина Николаевна
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Публикация «Опыт работы по теме „Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дидактические игры являются своеобразным средством обучения, отвечающим особенностям ребенка, включающиеся во все системы дошкольного воспитания.
Изучая значимость дидактических игр в обучении дошкольников, я пришла к выводу, что педагогика располагает огромным багажом дидактических игр и материалов, разработаны целые системы. Самые известные из них – дидактические материалы М. Монтессори, Фр. Фребеля, Е. Тихеевой, логические блоки Дьенеша, палочки Х. Кьюнзенера.
Дидактические материалы можно условно разделить на 2 большие группы. К первой относятся материалы, открывающие детям максимум возможностей для проявления самостоятельности при их использовании. Это разнообразные конструкторы и конструктивные материалы; сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки; природные материалы – шишки, солома, куски дерева, желуди т. п. Эти материалы позволяют детям свободно экспериментировать, широко используя их в игре, и добиваться разнообразных результатов, при этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовольствие от любого результата.
Во вторую группу входят дидактические материалы, специально созданные для развития определенных способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребенок должен получить при овладении определенным способом действий. Это разноцветные кольца разной величины, ярко окрашенные шары, игрушки-вкладыши, кубики, мозаики, которые обеспечивают развитие определенных способностей детей
В процессе игры с дидактическими материалами решаются задачи ознакомления детей с формой, цветом, величиной. Осуществляется интеллектуальное развитие детей – способность находить в предметах общее и различное, группировать и систематизировать их по выделенным свойствам. Дети учатся восстанавливать целое на основе его частей, а также недостающую часть, нарушенный порядок и т. д.
И так, дидактические материалы вызывают большой интерес у детей, так как позволяют активно действовать и получать разнообразные результаты. Общий принцип деятельности, заложенный в них, открывает широкие возможности для решения дидактических задач разного уровня сложности: от самых простых (собрать пирамидку с тремя одинаковыми кольцами) до самых сложных (собрать цветущее дерево из элементов мозаики). В связи с этим одни и те же дидактические материалы помогают обеспечить участие в игре каждого ребенка и развитие его познавательных способностей в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дидактические материалы также позволяют педагогу постепенно усложнять деятельность ребенка и способствовать его развитию.
Процесс обучения может осуществляться с помощью специально организованной среды, помогающей развертыванию самостоятельной познавательной деятельности, а так же путем подбора дидактических игровых материалов, стимулирующих активную деятельность детей и их взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Традиционно дидактическая игра используется прежде всего в качестве средства познавательного развития детей : развития восприятия, памяти, мышления; расширения и уточнения представлений об окружающем мире. Дидактическая игра позволяет решать задачи познавательного и социального развития в единстве.
Сущность дидактических игр заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.
Работая с детьми в младших группах, я подобрала необходимую литературу дидактических игр на развитие элементарных математических представлений. Предлагаемые игры создают условия для развития восприятия внешних признаков предметов. Играя с детьми, мы учились различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качество предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны (семь цветов спектра, геометрические фигуры, величина).
Все дидактические игры я условно разделила на части:
1) Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия, такие как «Кто разбудил Мишку», «Что выбрал Петушок?», «Звуковые загадки», «Колпачок и волшебная палочка». Общая цель этих игр – открыть для малыша особый мир звуков, сделать их значимыми. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Вначале мы играли в игру «Кто разбудил Мишку?», в которой дети отгадывают источник звука – голос своего ровесника или озвученную игрушку. Аналогичная «колпачок и волшебная палочка». Кроме того, детям интересны яркие и красочные загадочные атрибуты, волшебная палочка, колпачок. Позднее мы стали играть в игру «Звуковые загадки» и «Что выбрал петушок?», где дети под руководством взрослого улавливают особенности знакомых звуков и передают их характер с помощью доступных им средств: движением, звукоподражанием или словом. Это способствует тому, что дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой, различать их. Для успешного развития детского слуха очень важно проводить их систематически.
2) Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета. Эти игры содержат два типа обучающих задач:
- задачи на целенаправленное развитие цветовых тонов;
- задачи на правильное название цветов.
Главный методический принцип использования этих игр – их многократное повторение. Но поиграв 2-3 раза в одну игру, дети теряют интерес, поэтому одну и ту же игру мы проводили с разными атрибутами. Например: игра «Подбери чашку к блюдцу». Нужно подобрать соответственно по цвету. Решая эту же задачу, мы меняли картинки: «Подбери крышку к кастрюльке», «Крышку к домику». И каждый раз игра проходила успешно из-за введения новых карточек.
В увлекательной форме проходила игра «Потерялась рукавичка». Дети не сидели за столами, они принимали активное участие, двигались вместе с тем, решая дидактическую задачу – подбирали пары рукавичек для вымышленных зверушек, которые перепутали свои варежки. Аналогично проводили игру «Спрячь бабочку в цветок».
В часы утреннего приема мы рассматривали мягкие разноцветные яркие клубочки, называя цвет, форму, величину. Дети искали для маленького красивого клубочка большой красный клубок – помпоны разного цвета, их можно сжать, погладить.
С большим интересом дети рассаживали зверушек в яркие коробочки поезда такого же цвета: желтая уточка сядет в желтый вагончик, красный поросенок - в красный вагончик.
Игра «Помоги Незнайке написать письмо» более сложная. Перед ребенком на столе мы разложили два, позднее три листа картона синего, красного, желтого цвета с прорезанными окошечками – геометрическими фигурами. Дети должны не только правильно закрыть квадратную прорезь квадратом, но и обязательно соответствующего цвета.
В игре «Спрячь мышку в домик», также решается задача на правильное название цвета. Дети получают знания в увлекательной игре.
Дети очень любят воздушные шары. Играя в игру «Улетающие шары», дети подбирают шар к ниточке. Если цвет подобран не верно, шар улетает. Однажды мы заменили пособие из бумаги на воздушные шары, это вызвало радостные чувства у детей. Я видоизменила эту игру. Перед детьми были шары четырех цветов: красный, желтый, зеленый и синий. Дети закрывали глаза, а я в это время убирала один шар. Затем спрашивала, какого шара не стало? Эта игра продолжалась довольно долго, дети не раз просили ее повторить. В дальнейшем мы добавили и другие цвета.
Детям нравится строить и мастерить что-либо своими руками. Именно это мы и использовали в игре «Строим домик для матрешек (зверюшек)». Для матрешек в красной одежде я просила строить домик из красных кубиков, для матрешек в синей одежде – домик из синих кубиков и т. п. Чтобы интерес не пропал, мы заменяли персонажей на разноцветных зверушек, мы строили аналогичные гаражи для машин – синий для синей машины, желтый для желтой машины.
Почти безошибочно дети справлялись с заданием подобрать игрушку по цвету. Перед детьми раскладываются 4 цветных листа (или коробки) и предлагается разложить красные игрушки на красный лист, желтые игрушки на желтый лист и т. п.
В игре «Кто скорее соберет» мы решали задачу на развитие мелкой моторики и различие цветов. На столе лежат кольца от пирамидок, по сигналу дети начинают собирать пирамидки. Алена – желтую, Ваня – красную и т. д.
Для четкого представления величины предметов мы использовали народные игрушки – матрешки, пирамидки, коробочки-вкладыши. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы – по высоте, ширине и длине. Например: «Что изменилось?», «Волшебные клубочки», «Собери картинку», «Нанизывание больших и маленьких бусин (чередование)», «Подбери пару».
Были подобраны игры на ознакомление детей с формой окружающих предметов – объемных и плоскостных. Мы играли в игры «Что привез Мишутка?», «Не ошибись Петрушка», «Закрой окошко», «принеси и покажи», «Чей коврик лучше?». В предлагаемых играх преследуется еще одна важная цель – учить детей согласовывать действия обеими руками и развивать координацию руки и глаза. В этих играх создается ситуация, в которой возникает необходимость внимательно рассмотреть предмет и выделить форму («Закрой окошко», «Принеси и покажи», а еще в этих играх дети обучаются рациональным приемам зрительного обследования форм.
В работе с детьми средней группы для развития различных видов памяти использую такие игры как: «Выложи дорожку», «Запомни картинку», «Что изменилось?», «Сравни и расскажи», «Сколько осталось?», «Где они живут?», «Сколько вместе».
В упражнении «Покажи картинку» я предлагаю детям рассмотреть несколько предметов на одном столе, запомнить их и найти эти предметы на картинках на другом столе. При этом добавляю картинку с другими предметами. Для смыслового запоминания сначала просила ребенка как бы связать эти предметы в небольшой рассказ: «Зайчик взял карандаш и стал рисовать в тетрадке», «У мишки на столе стоит посуда» и т. д. составив с ребенком рассказ, продуктивность запоминания увеличилась до 4-6 слов. Иногда в своей работе я применяю логический прием запоминания по признакам, по выделению отличительных черт, свойств предметов.
Для того, чтобы развить устойчивое внимание у дошкольников, проводила такие игры как: «Летает - ,не летает», «Запрещенное движение», «Выгляни в окошко», «Так бывает или нет?» и т. п., где детям по словесному указанию нужно выполнить определенное движение. В этих упражнениях происходит сочетание устойчивого внимания и двигательных действий ребенка.
Используя игры «Где они живут?», «Сколько осталось?», «Сколько вместе?», учила детей преобразовывать равенство и неравенство и наоборот. Играя в такие дидактические игры как : «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифру», «Найди соседей», дети научились свободно ориентировать свои действия.
Дети охотно выполняли игровые задачи, например: встать так, чтобы справа от тебя была Лиза, а стул сзади и пр. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей : «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате» и т. д.
В начале года познакомила родителей с задачами развития детей в данном возрасте, подготовила выставку познавательной литературы, дидактических игр и пособий. Иногда предлагаю родителям самим поиграть в некоторые игры, чтобы убедиться, как увлекательны и интересны наши занятия.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр