Евгения Елдова
Опыт работы по теме «Социально-эмоциональное развитие детей»
▼ Скачать +Заказ
«Социально-эмоциональное развитие детей»
МБДОУ «Детский сад № 23 «Катюша»»
Елдовой Евгении Валерьевны
Я – воспитатель! И слова Чаннинга «Довести ребенка до сознания божественной природы в себе представляется мне главной обязанностью родителей и воспитателей» - стали для меня основополагающими.
Публикация «Опыт работы по теме „Социально-эмоциональное развитие детей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Я, Елдова Евгения Валерьевна работаю воспитателем в замечательном Назаровском детском саду с ласковым названием «Катюша». А мой общий стаж педагогической деятельности составляет 20 лет.
Мне всегда нравилось работать с детьми, доставляло огромное удовольствие общаться с ними, но о том какую ответственность возлагает на меня эта профессия я, пожалуй, стала задумываться последние 10 лет. Нет, я и раньше понимала, что ответственна за жизнь и здоровье своих воспитанников, за их обучение и развитие. Но мое участие в разработке образовательной программы учреждения, углубленное изучение программы «Истоки», в период перехода нашего учреждения на ее реализацию, собеседования с родителями, педагогами начальной школы заставили меня задуматься о своем предназначении в этой жизни, расставить приоритеты в своей профессиональной деятельности.
Мои наблюдения за событиями, происходящими в последнее время в обществе и образовании, показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие основы, которые помогли бы им быть успешными в жизни независимо от того какой у них интеллект, есть ли способность к рисованию, пению, танцам.
Именно поэтому, первостепенным в моей педагогической деятельности стало социально-эмоциональное развитие ребенка. Изучая труды ведущих ученых в области педагогики и психологии, я все больше убеждалась в том, что это именно та основа, благодаря которой, будет успешно проходить всестороннее развитие ребенка, а так же сохранение и укрепление его психического и физического здоровья. Ведь если у ребенка благоприятное эмоциональное состояние, у него появляется естественное желание в двигательной активности. Если он научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их - значит, научится выстраивать хорошие отношения с людьми. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме.
Без сомнений определила цель своей педагогической деятельности: создание условий для самопознания ребенка, гармоничного его взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нем добрых чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
• Помочь детям приобрести опыт социально уверенного поведения;
• Развивать у детей в процессе общения, их социальные способности и навыки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
• Воспитывать у своих воспитанников способности контролировать свои чувства, но не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
Для успешной реализации поставленных цели и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих принципов:
• Непрерывности. Социально-эмоциональное развитие ребенка включается во все моменты образовательного процесса.
• Доступности. Способы общения, познания, возможность проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения ребенок осваивает в доступных ему видах деятельности (игровой, трудовой, изо, музыкальной и др.).
• Сотрудничества. Специалисты учреждения, родители так же являются активными участниками социально-эмоционального развития детей.
• Координации деятельности. Тематические планы специалистов должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно во времени разворачивать определенные темы, избегая повторов.
• Совместной деятельности. Это обеспечивает субъект-субъектную позицию.
В своей деятельности использую следующие педагогические технологии:
• Социоигровые подходы (В. Букатов А. Ершов). Данную технологию применяю для формирования социальной компетентности детей, коммуникативной культуры, представлений о внутреннем мире человека и его месте в окружающем мире. Социоигры использую как на занятиях, так и в игровой и в свободной деятельности детей.
• КТД (коллективно-творческое дело). Технология направлена на развитие навыков взаимодействия, сотрудничества, творчества и включения детей в социально-значимую деятельность. Применяю ее при организации совместной деятельности детей и родителей, а также в свободной и игровой деятельности воспитанников.
• Социально-оздоровительные развивающие технологии использую для развития индивидуальных способностей детей, коррекции поведения и эмоциональной сферы (работа с тревожными детьми, имеющими страхи, низкую самооценку).
На основе вышеперечисленных технологий и модифицированных мною авторских программ по социально-эмоциональному развитию дошкольников (О. Л. Князевой «Я-ТЫ-МЫ»; Е. В. Першина «Развитие социальной уверенности у дошкольников»; Л. Сибли «Чувства разные нужны Чувства разные важны» и др.) разработала собственные проекты и программы с учетом психо-возрастных особенностей детей :
• проект для детей от 1,5 до 3-х лет «Здравствуй, детский сад!» Цель проекта: Создание условий для благоприятного психо-эмоционального микроклимата в период адаптации ребенка к условиям ДОУ и в первый год пребывания его в детском саду.
• проект для детей младшего дошкольного возраста (от 3-х до 5) «Я и мои друзья». Цель проекта: Познакомить ребенка с многообразием мира эмоций, научить его распознавать связь между эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние; воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим; через общение способствовать становлению образа «Я».
• проект для детско-взрослого клуба «ОПОРА» - «Мне пригодится каждое чувство». Название клуба выбрано не случайно и расшифровывается так - Общение Примирение Образование Рост Активная деятельность. По сути - это девиз нашего сотрудничества. А цель проекта - учить детей и родителей быть открытыми для каждого чувства, научить справляться с каждым из них, превращая его в конструктивный поступок; формировать основы социального взаимодействия. Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет) и их родителями.
Такой подход к организации своей деятельности по социально-эмоциональному развитию детей, а именно через проекты, позволили мне проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов.
Собеседования с учителями первых классов, у которых обучаются в настоящий момент мои выпускники, говорят о том, что мои дети очень легко и в короткий срок прошли адаптацию к школе. Педагоги отмечают, что дети любознательны, легко выстраивают диалог как со сверстниками так и со взрослыми (более 70%). Мои дети отзывчивы, умеют управлять собственным поведением.
Конечно, такой результат не может не радовать. Это еще раз доказывает то, что я на правильном пути.
Понимая, что добиться хороших результатов в данном направлении можно только при условии полного доверия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, сразу выбрала личностно-ориентированный подход в работе с детьми, их родителями и позицию «вместе» и «рядом» по отношению к ним и со своими коллегами.
При реализации моих проектов по социально-эмоциональному развитию детей, осуществляется следующая модель взаимодействия и общения между воспитанниками, их родителями, мной и коллегами.
Работа с родителями в моей педагогической деятельности занимает особенное место. Я уделяю ей большое внимание потому, что именно в семье, как в первом звене в общей жизненной цепочке ребенка, закладываются все нравственные основы. А закладываться они должны не через назидание, а через личный положительный пример окружающих ребенка взрослых. Вот почему с первых дней поступления ребенка ко мне, делаю все возможное, чтобы максимально привлечь родителей к активной совместной деятельности.
В период оформления ребенка в детский сад, сразу встречаюсь с его законными представителями. Вместе мы продумываем детали оформления интерьера, предметно-развивающей среды, для того, чтобы в момент прихода ребенка в группу, он увидел в одном из уголков свою любимую игрушку, встретил знакомого ему сказочного персонажа, или нашел любимую книжку, коврик, подушечку. В период совместного пребывания ребенка и мамы, мама
не остается сторонним наблюдателем. Я непременно включаю ее по-возможности в воспитательно-образовательный процесс. Вместе мы разыгрываем небольшие сказки, используя настольный и пальчиковый театры; вместе со всей группой гуляем и играем. В процессе такой совместной деятельности прошу рассказать о своем ребенке, его особенностях, ненавязчиво рассказываю о необходимости соблюдения режима детского сада в домашних условиях; о важности психо-эмоционального состояния родителей в момент привода ребенка в детский сад и когда забирают его домой; о важности единства требований и подходов детского сада и семьи в воспитании ребенка. Такой доверительный разговор с первых дней снимает барьер между родителями и мной. Мама видит в первую очередь перед собой не воспитателя, а единомышленника, помощника и она открыта, готова к сотрудничеству.
Очень важны в период становления отношений родительские собрания.
Провожу их в нетрадиционной форме. Коллективно- творческое дело использую для собраний с такими темами: «Давайте познакомимся». Мы говорим на нем не о требованиях детского сада к родителям, а каждый специалист рассказывает о своем предназначении. «Как мы проживем учебный год». На данном собрании включила родителей в процесс планирования жизни группы. «Любим ли мы своих детей». Через различные задания и игры выявила проблемы родителей в области воспитания и развития ребенка и др.
Для того, чтобы требования детского сада и семьи были едиными проводила «Дни открытых дверей группы»(1раз в две недели). В эти дни я показывала, как мы приучаем детей культурно-гигиеническим и бытовым навыкам, как и чему мы обучаем. Анкетирование «Наша семья» через которое я выявила особенности семейного воспитания (Как и за что мы дома наказываем и поощряем, как укладываем спать и др.)
В рамках реализации проектов «Я и мои друзья» и «Мне пригодится каждое чувство» работа с родителями осуществлялась в двух направлениях:
I- Психолого-педагогическое просвещение в области социально-эмоционального развития ребенка.
II- Овладение родителями практическими навыками для социально-эмоционального развития ребенка.
По первому направлению в младшем дошкольном возрасте была организована следующая работа.
По определенной теме я разрабатывала серию консультаций. Родители в течение трех месяцев изучали их. Затем, через коллективную мысле-деятельность, диспуты мы обсуждали прочитанное, отвечали на вопросы, которые остались еще в ходе ознакомления с материалами, приходили к единому пониманию. Разработала серии консультаций по темам: «Условия для формирования у ребенка положительного образа «Я»; «Что такое общении», «Мир эмоций и чувств» и др. Для того, чтобы отслеживать процесс изучения консультаций родителями, разработала карту.
Обязательное обсуждение прочитанного позволяло мне видеть обратную связь, вовремя организовать работу в нужном направлении.
В старшей и подготовительной группах, в проекте «Мне пригодится каждое чувство» разработала «Странички для родителей» для каждого раздела. Но здесь просвещение родителей проводилось по-другому принципу «Учимся учить». То есть, родители получали определенные знания по проблеме и учились перекладывать информацию на язык ребенка («Чувства: друзья или враги?»; «Что хочу-то и ворочу»; «Мало хотения…» и др.
Для реализации второго направления использовала:
• Тренинги: «Учимся хвалить», «Как подружиться со страхами», «Как научиться слышать друг друга» и мн. др.
• Семейные карнавалы.
• Домашние проекты: «Как вместе спланировать выходной», «День рождения», «Отпуск вместе» и др.
• Конкурсы-номинации: «Самый веселый», «Самый воспитанный», «Самый терпимый» и др.
• Мастер-классы специалистов города, детского сада, семей, имеющих опыт положительного воспитания.
• Семейные игры: «Защитная маска», «Заветная коробочка, «Мишени» и др. Данные игры направлены на выработку единых правил поведения в семь, правил общения дома, как можно выражать свои негативные эмоции и чувства не причиняя при этом вреда окружающим.
Особой популярностью у родителей стали пользоваться встречи «Разговор по душам». Данная форма позволяет объединять родителей имеющих общие проблемы и осуществлять индивидуальный подход в решении многих вопросов.
В результате поэтапной с родителями работе, при использовании специально подобранных средств, методов, приемов, к концу подготовительной группы активно стали взаимодействовать более 85% родителей. Семей, в которых активно закреплялись и развивались социальные навыки и способности детей стало более 60%. В 90% семей, по результатам опросов детей и родителей, результатам наблюдений, родители стали говорить с детьми о своих переживаниях, чувствах. Помимо того, что это сблизило их, научило понимать и слышать друг друга, это еще и значительно обогатило лексикон эмоций детей. Они словесно стали говорить о своих чувствах, научились их контролировать и адекватно их выражать.
В рамках моих проектов по социально-эмоциональному развитию воспитанников я привлека ресурс своих коллег: педагога-психолога, воспитателя ИЗО, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя.
Мы разработали единый тематический план. Это позволяет нам последовательно во времени разворачивать определенные темы, избегая повторов. Так же, благодаря такому подходу у ребенка формируется целостное представление об окружающем его мире. Это помогает ему понять, что все в мире взаимосвязано и взаимозависимо. Так, знакомясь осенью с эмоциями грусть, печаль, уныние и др. на музыкальных занятиях, эти же чувства дети услышали в музыкальных произведениях. На занятиях по рисованию, они их рассмотрели на репродукциях художников, передали в цвете.
Благодаря совместной работе, всеми специалистами и мной используются одни и те же педагогические технологии, методы, способы. Социоигры успешно применяются как инструктором по физическому воспитанию, так и музыкальным руководителем. Коллективно-творческое дело - воспитателем ИЗО и т. д.
Особенно эффективны и очень любимы детьми интегрированные занятия. Нами разработано несколько серий таких занятий: «В гостях у Белоснежки и семи гномов», «Путешествие по планетам», «Удивительное - рядом».
В зависимости от предлагаемых нами обстоятельств, дети учатся брать на себя различные роли, учатся договариваться и действовать совместно, эмоционально сопереживать и т. д. Например, задумавшись о том, почему Весельчак получил такое имя, вместе с психологом, воспитателем ИЗО, и музыкальным руководителем знакомимся с эмоциями радости, учимся дарить их друг другу, пытаемся предположить, как он мог двигаться, выглядеть и. д.
В ходе такой совместной работы, педагогом-психологом выявилась группа тревожных детей и детей имеющих низкую самооценку. Нами были разработаны проекты «Мы больше не боимся» и «Я - хороший» и успешно реализованы. Процент детей тревожных снизился от 28% до 9%, а детей с низкой самооценкой стало в два раза меньше (было 9 детей, стало з)
Такое объединение позволяет комплексно сопровождать детей с учетом их индивидуальных особенностей, в системе реализовывать программы по социально-эмоциональному развитию. А использование единых способов и методов в воспитательно-образовательном процессе всеми специалистами, дает хорошие результаты у детей.
Организуя свою деятельность с воспитанниками, взаимодействие их со сверстниками и взрослыми, предпочтение отдаю практическим методам. Очень активно использую жизненные ситуации. Так, выходя на прогулку зимой мы видим, что ступеньки очень скользкие, сразу организую по этому поводу разговор с моими детьми. Предполагаем, кто может от этого пострадать, вместе решаем, можем ли мы что-то сделать, и посыпаем их.
Таким же образом, мы приобщились к постройке снежных горок на участке малышей, помогли им засыпать песок в песочницы, спасали поломанную веточку дерева и др. Как раз через такую деятельность у моих воспитанников формируется социально активное поведение. Ребенок через реальные дела учится добру, сочувствию, отзывчивости.
Еще одно важнейшее средство, которое я использую - специально организованные проблемные ситуации. Я делю их на игровые и реальные. Они моделируются мной в соответствии с возрастными особенностями.
Игровые ситуации создаю следующие:
• Иллюстрирующего типа «Готовое решение». С помощью настольного или пальчикового театра демонстрирую детям конкретные способы правильного разрешения бытовых ситуаций. Дети в доступной, интересной форме получают образец социально одобряемого поведения («Как дети помирились», «Как делились игрушками», «Почему нужно говорить добрые слова» и др.)
• Активного участия «Подскажи решение». Игровые персонажи с помощью вопросов, просьб побуждают детей к поиску правильного решения (как можно поблагодарить, попросить, успокоить и т. д.)
• Непосредственной помощи «Поможем игрушкам». Данные ситуации требуют от моих воспитанников активного сочувствия, помощи, заботы (кукла заболела, потерялся щенок и др.).
Практические и реальные ситуации создаю следующие:
• Направленные на освоение культурных форм поведения.
• «Наша забота нужна всем».
• Гуманистического выбора.
• Проблемного характера (как быть, что делать).
• «Мы самые старшие в детском саду».
• «Мы дружим со школьниками».
• «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Для формирования уверенности в себе разработала серии занятий «Кто я?» для каждого возраста. Игры: «Волшебный стул», «Мой дружок», «Узнай по голосу», «Узнай по описанию» и мн. другие так же направлены на повышение самооценки у ребенка. Организуя данные игры, стараюсь центральными фигурами сделать детей «проблемных»- застенчивых, неуверенных, изгоев и т. д. Как показывает моя практика, благодаря этому у многих детей меняется представление и отношение к таким детям.
Социоигры, специально организованные задания, требующие коллективного выполнения, специально созданная предметно-развивающая среда, предполагающая объединение в большие и малые группы, способствуют формированию у моих воспитанников умений устанавливать партнерские отношения, договариваться, слушать и слышать, предлагать и отстаивать свою точку зрения.
Специально организуемые игры- тренинги («Как я могу злиться», «Как избежать ссор» и др.) учат детей контролировать свои эмоции и поведение.
Очень важным в моей деятельности является правильно организованная система диагностик. С первого дня поступления ко мне в группу ребенка завожу дневники наблюдений, индивидуальные карты развития ребенка, в которых через наблюдения фиксирую психоэмоциональное состояние ребенка в различных видах деятельности и ситуациях (в игре, на занятиях, в момент прощания с мамой, приход в детский сад после выходных и т. д). Так же отслеживаю групповое взаимодействие и взаимоотношение через игры «Кто тебе нравится?», «Секрет», беседы в игровой форме. Это очень помогает мне вовремя заметить нарушения и правильно организовать работу с ребенком.
Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду дважды в год осенью и весной провожу диагностику, направленную на изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате нашего взаимодействия. Это позволяет мне скорректировать деятельность на новый учебный год.
Воспитанники получили хорошую основу для успешного вступления в большую жизнь.
Сейчас у меня новый набор. Мне предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство. Но в одном я точно убеждена, социально-эмоциональное развитие детей будет по-прежнему приоритетным в моей педагогической деятельности.