Получи документы

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество

Гузал Гаязова
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте как задача дошкольного образования.

Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, обобщения, управление своим поведением.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых, распространенных предложений с однородными членами, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым названием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

 Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен овладеть «правильной»  и «хорошей» устной речью, то есть употреблять языковые единицы в  соответствии с нормами языка, и его речь должна быть лексически богата, точна и выразительна, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Решение этой общей задачи, возможно достичь через осуществление ряда частных, специальных задач, каждая из которых в старшем дошкольном возрасте усложняется как по содержанию, так и по методике обучения.

Формы и средства развития речи в старшем дошкольном возрасте.

   Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.);

б) во время прогулок;

в) в процессе игр;

г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);

д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);

е) во время праздников и развлечений;

ж) во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыке.

  При планировании занятий важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умений и навыков, а значит, повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов.  

Планируя занятия по развитию речи, воспитатель должен строить их с опорой на основные принципы методики, помнить, что методы и приемы работы обусловлены как закономерностями осваиваемого языка, так и возрастными психологическими закономерностями восприятия, памяти, воображения, мышления детей данной группы.

 Широко используется в работе с детьми старшей группы метод пересказа. С его помощью речь детей обогащается всеми компонентами языка (лексика, грамматика, интонации). Они практически осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений — отобрать тексты, доступные по содержанию и по стилю изложения детям данной возрастной группы.

  Также при планировании каждого занятия определяются и приемы работы с детьми. Они могут быть разными по степени сложности (степень абстрагирования) : восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки); использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы); словесные приемы — образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация. Выбор приемов работы обусловлен как содержанием языковой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, так и уровнем развития речевых навыков к моменту проведения данного занятия.

 Особое место занимает текстовой дидактический материал — сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал по тематике должен соответствовать содержанию занятия, его воспитательно-образовательной цели, соответствовать дидактической задаче, обеспечивать возможность упражнять детей в звуковом анализе или произнесении звуков, либо в морфологическом анализе слова с целью определения средств выразительности и т. п. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность и др.)

Ежедневно в конце рабочей смены воспитатель подводит итоги работы с детьми. Грамотно и своевременно учитывать работу — значит определять следующее: была ли посильной для усвоения детьми языковая задача (задачи, кто и почему не справился с заданием; соблюдена ли мера речевой активности воспитателя; удачен ли выбор художественного текста, ставшего предметом практического освоения; насколько эффективными были приемы работы над данным языковым материалом и др.

        Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Такое чтение можно предусмотреть и наметить в календарном плане, например, прочитать во время прогулки стихи Е. Серовой. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, например из стихотворения «Круглый год» С. Маршака, а также пословицы, загадки и т. д.

Устное народное творчество и его использование в работе с детьми  старшего дошкольного возраста.

Устное народное творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Ему отведено почётное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения. Устное народное творчество черпает свой материал для детей из разных источников. Прежде всего - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Взрослые всегда из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию сказки песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно. Фольклор приобщает ребёнка к народной поэзии. Благодаря этому у ребенка формируется внутренняя готовность восприятию наших истоков народной культуры. Сказки, загадки, песенки, считалки, потешки, пестушки, пословицы, прибаутки, поговорки, заклички, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, докучные сказки и народные игры расцвечивают и обогащают речь и быт детей. Устное народное творчество важное средство формирования личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Оно влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств детей. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, где дети учатся правилам поведения, нормам взаимоотношений и т. д.

Произведения устного народного творчества в воспитательно-образовательной работе с детьми должны использоваться в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Работа строится на следующих основных принципах:

во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;во-вторых, на интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);в-третьих, на активном включении детей;в-четвертых, на максимальном использовании развивающего потенциала произведения устного народного творчества в создании речевой среды.

Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.

Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры. Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять.  

Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки

В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры.  Чаще всего сказки подразделяются на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.

В сказках о животных главным персонажем, естественно, являются животные (иногда им противостоит человек). В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа (животные здесь, как правило, добрые помощники героя, в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально – бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.

Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, - начинает сказочник. – На острове Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто присказки юмористичны.

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жил-был…», «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины : «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался, было, бирюк в капкан…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях» : «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). Повтор чаще всего бывает троекратным. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов.

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок – живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую – волка.

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Пословица – это краткое ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга - ищи, а нашел - береги». Пословица тем легче ложится в память ребенка, чем искусней тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую, ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку.

Нужно объяснить детям, что по пословицам и поговоркам можно составлять рассказы и это позволит перейти на занятиях к работе, где дети сами будут пытаться составлять определенные рассказы по пословице или после составления какого-либо рассказа подбирать подходящую пословицу. Данные приемы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формирует у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром и т. д.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Произведения устного народного творчества имеют огромное значение для развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Фольклорные.

Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Консультация для родителей: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Консультация «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Значение устного народного творчества в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным.

Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает.

Отчет по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5 лет» Источники самообразования: методическая литература. Форма самообразования: индивидуальная. Срок реализации: 1 год. Предоставление материала:.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» План самообразования на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.

Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Елизавета Ивановна Тихеева. Аннотация: в работе описывается.

Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»Самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные,.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей группы раннего возраста Детство-это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение-первое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество
Опубликовано: 17 октября 2018 в 17:57
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчество» (включая файлы) размещена пользователем Гузал Гаязова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД