Ольга Касаткина
Опыт работы по теме «Растим здорового ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 городского округа Вичуга
Обобщённый опыт работы воспитателя
Касаткиной Ольги Евгеньевны
по теме :
«Растим здорового ребёнка»
2017г.
Аннотация
Публикация «Опыт работы по теме „Растим здорового ребенка“» размещена в разделах
Опыт работы по вопросам физкультурно-оздоровительной работы диссеменирован воспитателем муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 8 городского округа Вичуга Касаткиной Ольгой Евгеньевной и является результатом углублённой и целенаправленной работы педагога над данной проблемой в течении ряда лет.
В данном опыте представлена система работы, помогающая сохранить и укрепить здоровье дошкольников в процессе образовательной деятельности, режимных моментах и повседневной жизни.
Опыт работы содержит описание здоровьесберегающих технологий; предложены игры и упражнения по организации физкультурно -оздоровительной работы; разработано перспективно – тематическое планирование; собран материал для работы с родителями.
Опыт работы адресован воспитателям дошкольного учреждения в качестве практического пособия.
Содержание:
Актуальность темы.
Цели, задачи и принципы физкультурно-оздоровительной работы.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
Организация оздоровительной профилактической работы с дошкольниками.
Организация двигательной деятельности.
Создание здоровьесберегающего пространства.
Работа с родителями по физкультурно-оздоровительному направлению.
Результаты работы.
Актуальность темы.
Высочайшие темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью, но в последние годы наблюдается заметное ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «метало-звуковое» облучение (компьютерные игры, длительный просмотр телевизора и т. д., неправильный образ жизни семьи. На состояние здоровья ребенка оказывает влияние различные факторы: состояние здравоохранение-10%; наследственность-15%; состояние окружающей среды-25%; социальные условия, образ жизни-50%.
К актуальным проблемам детского здоровья относиться :
-гиподинамия-нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения;
-детские стрессы, нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе;
-тревожность недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье;
-недостаток информации.
В настоящее время имеются денные, согласно которым только 14% из каждой тысячи детей в возрасте до 15 лет могут считаться практически здоровыми. Остальные либо имеют выраженные отклонения в состоянии здоровья (50%, либо страдают хроническими заболеваниями (35%). Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине не под силу. К тому же установка на здоровье (а, соответственно, на здоровый образ жизни) не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Вот почему укрепление здоровья детей - актуальнейшая проблема современного образования.
В соответствии с "Федеральным законом об образовании в РФ" №273-ФЗ от 29.12.2012г. ст. 64 п. 1 "Дошкольное образование" ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье ребенка- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».
Дошкольное образовательное учреждение-первая ступень, обеспечивающая развитие дошкольника в полноценную и гармоничную личность.
Это возможно лишь при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирования потребности детей в здоровом образе жизни.
Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям в социальной политики в области образования. Дошкольный возраст считается наиболее важным для психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья.
В процессе наблюдений, мониторингов результатов медико-педагогического контроля, анкетирования родителей выявлено, что недостаточно уделяется внимание физическому развитию дошкольников. В работе по данному направлению выявлены следующие недостатки:
1. Повысилась заболеваемость детей;
2. Недостаточная компетентность родителей в вопросах физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
3. Недостаточное оснащение здоровьесберегающей среды.
В связи с этим определилась цель нашей работы - охрана, укрепление и сохранение здоровья дошкольников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- способствовать снижению заболеваемости.
-организовывать физкультурно-оздоровительную работу, направленную на профилактику плоскостопия и формирования правильной осанки.
-создать здоровьесберегающее пространство.
- повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы.
Свою работу по охране и укреплению здоровья детей построили с учетом основных принципов дидактики.
1 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей (учитываем эмоциональную возбудимость и быструю утомляемость детей, дозируем содержание занятий и их время. Учитываем различную по степени активность дошкольников,быстроту их восприятия и запоминания, общую работоспособность).
2. Принцип наглядности (позволяет детям осознанно получать знания, формировать навыки и умения).
3. Принцип систематичности и последовательности (постепенно и последовательно переходим от одних знаний к другим).
4 Принцип прочности ( для прочности знаний используем разнообразные методы: наглядные, практические и словесные).
Нами разработана «Комплексная система по воспитанию здорового ребенка», позволяющая адаптировать двигательный режим, внедрять оздоровительную форму занятий, добиваться существенного оздоровительного эффекта и повышения уровня физической подготовленности детей.
«Комплексная система» включает в себя:
-физкультурно-оздоровительную работу;
-оздоровительную профилактическую работу;
-организацию двигательной деятельности.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
Одной из основных задач на протяжении последних лет, над которой мы работаем, является воспитание здорового ребенка с учетом психофизиологических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также разработка и внедрение в практику, здоровьесберегающих технологий, формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей провели анкетирование среди педагогов и родителей.
По результатам анкетирования 88% сотрудников детского сада и 72% от общего числа родителей поддержали инициативу руководства детского сада о выборе физкультурно-оздоровительной работы приоритетным направлением. Актуальность подхода обоснована состоянием здоровья детей, год от года идет ухудшение. К примеру, 60% детей 6-7лет имеют функциональные отклонения; 25% дошкольников болеют в течении года более 4 раз; лишь 10% приходят в школу абсолютно здоровыми.
Таким образом мы пришли к выводу, что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья. Координации условий всех участников образовательного и оздоровительного процесса не добиться успеха.
Нами разработано комплексно-тематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы. (Приложение №1).
Организация оздоровительной профилактической работы с дошкольниками
Мы понимаем важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся у нас с детьми. Это закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, послесоновая гимнастика, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники и многое другое.
В целях оздоровительной профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников :
Профилактика
1 Комплексы упражнений по профилактике нарушения зрения (Приложение №2)
2Комплексы по профилактике плоскостопия (Приложение №3)
3 Комплексы по профилактике нарушения осанки (Приложение №4)
4 Дыхательная гимнастика (Приложение №5)
5 Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки) (Приложение №6)
6 Прогулки
7 Закаливание
-Ходьба босиком
- Полоскание полости рта
-Обширное умывание
8 Оптимальный двигательный режим
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
1 Лук, чеснок (ароматерапия)
2Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой
3 Закаливание носоглотки чесночным раствором.
Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах рта
Приготовление:1 зубчик чеснока на 1 стакан воды. Чеснок размять, залить охлажденной кипяченой водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении часа после приготовления.
Методические рекомендации:
Применять как лекарственное средство (известно со времен Гипократа, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
Полоскать горло, кому необходимо, можно капать в нос.
Закаливание
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду поэтому мы соблюдаем:
-Четкую организацию теплового и воздушного режима помещения
-Рациональную не перегревающую одежду детей
-Соблюдение режима прогулок во все времена года
-Занятие утренней гимнастикой и физкультурой
При проведении закаливающих процедур мы ориентируемся на следующие факторы:
- Осуществление закаливание при условии, что ребенок здоров
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
-Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно (от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени закаливания
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю)
Нами введена тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учет закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы).
При организации закаливающих процедур мы отдаем предпочтение традиционным формам закаливания (утренняя гимнастика, прогулки, а также практикуем обширное умывание водой.
Обширное умывание
Ребенок должен :
-Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
-Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
-Намочить правою ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
-Намочить обе ладошки и умыть лицо.
-Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереть насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Младший дошкольный возраст
1 Прием детей на улице в соответствии с температурным режимом
2Утреняя гимнастика в группе
3Точечный массаж до или после завтрака
4 Полоскание полости рта после завтрака, обеда и ужина.
5Постепенное обучение чистки зубов
6Физкульт минутки во время занятий, профилактика нарушения зрениязакаливающих процедур закаливающих процедур
7. Физкультурные занятия (3 раза в неделю)
8. «Чесночные» киндеры
9. Аромотерапия (лук, чеснок)
10. Прогулки дневная. вечерняя
11. Оптимальный двигательный режим
12. Дыхательная гимнастика в кровати
13. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
14. Закаливание
15. Элементы обширного умывания
16. После полдника полоскание полости рта отварами трав.
Средний дошкольный возраст
1. Прием детей на улице в соответствии с температурным режимом
2. Утренняя гимнастика (в зале и на улице)
3. Точечный массаж до завтрака
4. Полоскание рта после приема пищи
5. Физкультурные занятия (3 раза в неделю)
6. Физкульт минутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
7. «Чесночные» киндеры
8. Аромотерапия (лук, чеснок)
9. Прогулки дневная. вечерняя
10. Оптимальный двигательный режим
11. Дыхательная гимнастика в кровати
12. Закаливание
13. Обширное умывание, ходьба босиком
14. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
15. После полдника полоскание полости рта отварами трав.
Старший дошкольный возраст
1. Прием детей на улице в соответствии с температурным режимом
2. Утренняя гимнастика (в зале и на улице)
3. Точечный массаж до завтрака
4. Полоскание рта после приема пищи
5. Физкультурные занятия (3 раза в неделю)
6. Физкульт минутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
7. «Чесночные» киндеры
8. Аромотерапия (лук, чеснок)
9. Прогулки дневная. вечерняя
10. Оптимальный двигательный режим
11. Дыхательная гимнастика в кровати
12. Закаливание
13. Обширное умывание, ходьба босиком
14. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
15. После полдника полоскание полости рта отваром трав.
Организация двигательной деятельности
Мы постоянно поддерживаем потребность детей в спонтанной двигательной активности и создаем условия для переживания «мышечной радости».
Нами проводиться традиционные инее традиционные виды занятий с двигательными минутками, динамическими паузами; включаем комплексы корригирующих гимнастик на занятиях и в режимных моментах.
Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Ребенок может осуществлять непрерывную деятельность в течении 12-15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребенок старшего возраста может сохранять в течении3-4 минут, после чего необходима ее смена. Исходя из этого, организуем детей так, чтобы их динамическая поза во время непосредственно образовательной деятельности менялась на всем ее протяжении - дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и так далее. Они работают малыми подгруппами, в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей во время занятий проводим физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.
Важное место в системе физкультурно-оздоровительной работы нашего ДОУ занимают праздники и развлечения, как наиболее приемлемая и эффективная форма отдыха детей. Для детей организуются Дни здоровья, Недели здоровья, конкурсы, эстафеты. Праздники организуются с участием сказочных персонажей; вместе с педагогами и родителями дети побывали в джунглях, на других планетах, в морском круизе и т. д.
Местонахождение детского сада рядом с парком, территория учреждения достаточно озеленена, что создает дополнительные оздоровительные факторы, позволяет нам организовывать экскурсии в парк. Проводить мини-походы, организовывать лыжные прогулки, катание на санках.
Создание здоровьесберегающего пространства.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду большое внимание уделяем созданию здоровьесберегающего пространства.
Созданная предметно-развивающая среда
в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью.
Для укрепления здоровья детей и проведения профилактических мероприятий действует медицинский кабинет, оснащенный аппаратами для ионизации воздуха, бактерицидными лампами. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным спортивным оборудованием. На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину, гимнастическими стенками, футбольным воротами. Все помещения детского сада оснащены традиционными и нетрадиционным оборудованием, игрушками, пособиями, аудиосредствами, настольными играми, конструкторами и спортивным оборудованием. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован «Центр здоровья». В этих зонах имеются мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук и физкультурное оборудование, сделанное руками воспитателей и родителей (маты, мягкие кубы, «Олимпийчик», дорожки и т. д.) Работа в уголках «Помоги себе сам», «Неболейки» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогать освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В этих уголках есть ростомер, уголок «Проверь осанку», где ребенок может самостоятельно отслеживать изменения в росте, проверить осанку, помериться в силе и ловкости с друзьями, изучить свои особенности. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под нашим руководством получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
Среда, окружающая детей в группе ДОУ, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию детского организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Работа с родителями по физкультурно- оздоровительному направлению.
Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит.
При взаимодействии с родителями воспитанников руководствуемся девизом: «К здоровой семье через детский сад», что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни в условиях семьи.
С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетентности по вопросам физического развития дошкольников было проведено анкетирование (Приложение №9). Данные анкетирования показали, что у большинства родителей (70%) весьма скудные представления о физическом развитии детей. Поэтому мы решили довести до их сведенья информацию о необходимости и важности проведения работы по физическому развитию детей, раскрыть роль семьи в системе работы по данному направлению, а также сформировать у них практические умения по данному вопросу.
В работе с родителями использовали различные формы и методы:
- групповые родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым»
-анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»
-совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья
-консультации, рекомендации (Здоровье в порядке-спасибо зарядке)
-памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»
-дни открытых дверей в обучении родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы)
Для взаимодействия с родителями воспитанников оформляются информационные уголки здоровья «Вот я- болеть не буду», «Как я расту», «ЗОЖ», книжки-задвижки, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети- родители- педагоги, для которого характерно содействие друг другу.
Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, к укладу семьи. Поэтому, вовлекая родителей физкультурно-оздоровительную работу, мы совершенствуем методы педагогической работы по формированию как у детей, так и у родителей активного здорового образа жизни. Тематика мероприятий: «Мама, папа, я –спортивная семья», «Нам вместе весело», «Физкульт- ура!» и другие. Большую роль в оздоровлении детей сыграли прогулки-походы. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание с горы на санках за пределами участка детского сада. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют родители, которые демонстрировали свои умения.
Родители стали активными участниками педагогического процесса. Много пособий, нестандартного оборудования изготовили самостоятельно, сами проводили презентацию для детей.
Большинство родителей наших воспитанников с интересом включились в процесс взаимодействия, стали активными участниками и нашими помощниками в деле физического развития детей.
Результаты работы
Учитывая данное направление нашего образовательного учреждения «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми» и применение здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:
-положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости
2014 год 2015год 2016 год
В случаях В днях В случаях В днях В случаях В днях
Группа №2 «Колокольчик» 0,6 2 0,3 1,5 0,1 0,8
-диагностическое обследование (плантография) показало, что нарушение свода стопы (вальгусная постановка стоп) имеет1 ребенок (4%). Дошкольник находиться под наблюдением врача ортопеда.
-нарушение осанки у детей не выявлено (0%).
-дети с нарушением зрения отсутствуют (0%).
- острота слуха у всех детей в норме.
Удалось заметно улучшить состояние здоровьесберегающей среды :
Совместно с родителями изготовлено большое количество нестандартного оборудования для физического развития детей, развитие мелкой моторики рук. Руководителем ДОУ приобретено современное физкультурное оборудование (тренажеры).
В процессе работы с 85% семей удалось установить преемственность по вопросам физического развития дошкольников, вовлечь родителей в образовательный процесс. 98% родителей удовлетворены проводимой работой и выразили желание сотрудничать с педагогами группы в дальнейшем.
Несмотря на положительные результаты, в работе по данной теме были выявлены затруднения:
-отсутствие специально оборудованного физкультурного зала;
-низкая заинтересованность некоторых родителей по данной проблеме
Перспективами работы в данном направлении считаем:
-в процессе взаимодействия с семьями дошкольников чаще использовать активные формы работы (семинары-практикумы, проектную деятельность, деловые игры и др.)
Таким образом, опыт работы доказывает, что проведенная работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников является важным фактором здоровья человека и общества в целом.