Юлия Исакова
Опыт работы по теме «Нравственно — патриотическое воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви к своей семье, к своему жилищу, к детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачев
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Публикация «Опыт работы по теме „Нравственно — патриотическое воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Актуальность темы:
Хоть дети ещё и маленькие, очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм – это когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
Нравственные качества разовьются у ребенка, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Для выполнения поставленных задач мы разработали перспективный план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
Для детей
Воспитанники должны :
• Знать имя, отчество родителей.
• Знать, где работают их родители.
• Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
• Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
• Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
• Знать название своего города, название некоторых улиц.
Для педагога
Создать развивающую среду в группах детского сада. Систематизировать собственные педагогические знания по патриотическому воспитанию и ознакомлению детей раннего возраста. Организация взаимодействия с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.
Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно - патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с раннего возраста.
Технология опыта.
Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми раннего дошкольного возраста.
Работая по данной теме, мы составили перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для того,чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, мы использовали различные методы и приемы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа; работа в книжном уголке; рисование; оформление семейных альбомов.
Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на разделы :
1. «Моя семья. Мой дом»
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры:«Семья» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе. В группе оборудован уголок ряжения и есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр.
Большую роль в воспитании нравственных художественная литература: Например при чтении сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского не только знакомили детей с трудом врачей, а в первую очередь обращали их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делали на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировали основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными.
Вместе с детьми играли в дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры: «Лохматый пес», «Собачка Жучка», «Воробушки и автомобиль», «Карусель», «Кто быстрее до флажка?», «Курочка-хохлатка», которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому. Изготовили открытки для мам на 8 Марта и папам на День защитника отечества. Проводили беседы «Моя семья», «Кто Я?». Совместно с родителями оформили семейный альбом.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года мы привлекаем детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.
2 .«Мой детский сад».
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала мы организовали знакомство детей со своей группой. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы.
Была проведена экскурсия в прачечную с целью познакомить детей с профессией прачки (познакомить с некоторыми принадлежностями и их назначением, Ольга Ивановна рассказала детям, для чего необходимы стиральные машины и утюги в детском саду.
Также на прогулке мы наблюдали и побеседовали с Петром Сергеевичем, нашим дворником, он тоже показал свои атрибуты и оъяснил важность своей работы. Провели экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. Прошлись по всей территории и посмотрели на поделки, которые находятся в разных местах детского сада. В ходе экскурсии напомнили правила бережного отношения к растениям и животным.
3блок «Мой родной город»
Детям раннего возраста трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить.
Работа по воспитанию любви к родному городу проводится в виде бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе. Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родного города, где дети узнали знакомые здания (магазины, детский сад, школа). Объяснила, что у каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер.
К жизни своей родины малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий.
Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркиваем, что все это придумал, сделал русский народ.
Изготовили и познакомили с макетом «русской печи», её атрибутами, её значением в каждом доме, воспитывая интерес к особенностям русского характера, русским традициям. А также с мини – музеем «Народная игрушка - матрёшка» дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей страны.
Представление о деревянной, соломенной, тряпичной игрушке, способах изготовления соломенной игрушки дети рассматривали в выставке «Соломенная игрушка».
Созданы для индивидуальной работы и бесед альбомы «Моя семья», «Мой детский сад», «Профессии», «Кто что делает?» для ознакомления. Для развития нравственно – патриотических знаний дошкольников использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям. Мной разработаны такие проекты как : «Лесная Красавица» - в этом проекте я старалась развивать интерес к окружающему миру, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, бережного отношения к ней; расширять кругозор детей; «Наши соседи - домашние животные» - в этом проекте поставила задачу расширить и углубить представления детей младшего возраста о домашних животных, их характерных особенностях, научить детей ухаживать за домашними животными, воспитать любознательность, чувство сопереживания ко всему живому. В ходе работы над проектом «Моя мамочка самая - самая…» закрепила знание детьми имён своих мам, старалась вызвать чувство гордости и уважения к самому дорогому человеку на земле - маме. Действующий ещё проект «Краски осени» формирует бережное отношение к окружающей природе; дает элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному краю.
В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей раннего возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр.
В «Книжном уголке» выставлена детская и художественная литература соответственно возрасту детей. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса.
Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей: «Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Лесная красавица» (изготовление ёлок своими руками); выставка поделок к «Пасхе». Участие в краевых конкурсах: «Мой край родной тобой любуюсь»; «Мама, папа, я и. летние деньки». Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году и уборке участка на улице.
Мною для родителей были подготовлены консультации: «Какие игрушки нужны малышу», «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера», «Нравственное воспитание детей раннего возраста».
6. Результативность опыта.
Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:
- Дети проявляют активный интерес к словам и действиям
взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.
-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.
- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках. Называют свое имя, фамилию, пол. Научились говорить о себе в первом лице - «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).
-Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.
-Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).