наталья сандрикова
Опыт работы по формированию некоторых приемов логического мышления в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир логики»
«УМ ХОРОШО УСТРОЕННЫЙ, ГОРАЗДО ЛУЧШЕ,
ЧЕМ УМ ХОРОШО НАПОЛНЕННЫЙ»
«Научные понятия не усваиваются и не
заучиваются ребенком, не берутсяпамятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».
А. С. Выгодский.
Публикация «Опыт работы по формированию некоторых приемов логического мышления в старшей группе» размещена в разделах
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А. А. Логика)
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному
развитию личности.
Цели и задачи обучения и воспитания.
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1. Обучение детей операциям:
• анализа – синтеза,
• сравнения,
• использованию частицы отрицания «не»,
• классификации,
• упорядоченности действий,
• ориентировке в пространстве.
2. Развитие у детей:
• речи (умение рассуждать, доказывать,
• произвольности внимания,
• познавательных интересов,
• творческого воображения,
3. Воспитание:
• коммуникативных навыков,
• стремления к преодолению трудностей,
• уверенности в себе,
• желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
Блоки Дьенеша
Задачи:
Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
Развивать пространственные представления;
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Обязательным этапом работы с фигурами было знакомство детей с карточками, на которых, изображены свойства фигур. Дети узнали, как обозначается форма, цвет, величина, толщина.
Палочки Кюизенера
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Задачи:
• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
• осваивать прямой и обратный счет.
• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
• научить делить целое на части и измерять объекты.
• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
• развивать логическое мышление, внимание, память.
• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Для успешной работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди :
• поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
• избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
• сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
«Алгоритмы».
Алгоритм представляет собой перечень правил, которым надо следовать, определённый порядок выполнения действий игровой или учебной задачи. В процессе выполнения действий по правилам дети осваивают знаковые системы, схемы, модели, учатся их расшифровывать, познают логические связи между последовательными этапами какого-либо действия.
«Уникуб»
Кубики из этой игры предназначены для:
Создания у ребенка представлении о трехмерном пространстве. Развитие пространственного мышления.
Позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.
" Кубики для всех: Уголки"
Кубики для всех - это первые занимательные игры для детей 3-6 лет. Они развивают внимание, память (особенно зрительную, пространственные представления, конструктивные способности, воображение, логическое и творческое мышление, смекалку и сообразительность. Игры интересны ребенку тем, что он, неожиданно для себя, создает конструкцию, автором которой и является. Называет ее, преобразует и совершенствует, играет с ней, фантазируя и размышляя.
«Головоломки»
Запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Изначально "танграм" - это головоломка. Она направлена на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.
В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
«Сложи узор»
Работа с детьми. Дифференцированный подход.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.
Мысленно я распределяю детей на три группы :
Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных»
Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а так же подключаю к играм соревновательного характера.
Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется. С родителями ведется широкая консультационная работа. Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе (или самостоятельно) «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым.
Программа «Детство», являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность занятий по математическому развитию (1 раз в неделю, на которых в большой мере присутствуют элементы логики, должна компенсироваться в повседневной игровой деятельности.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понедельник Настольно/печатные дидактические игры;
Загадки (на закрепление изученной ранее темы) Игры на развитие мелкой моторики:
Мозаика;
Шнуровка;
Игры с пересыпным материалом.
Вторник Блоки ДЬЕНЕША Настольно/печатные
дидактические игры
Среда Палочки Кюизенера Блоки ДЬЕНЕША;
Игры в эксперементальном уголке
Четверг Работа со строительным материалом (по схеме и без);
Работа со счетными палочками. Палочки Кюизенера;
Кубики «Сложи узор», «Уникуб».
Пятница Игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ);
Внесение новой дидактической игры (развивающей) Работа со строительным материалом (со схемой и без);
Работа со счетными палочками.
В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей».
… Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность.
Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально – личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.