Валентина Петухова
Опыт работы по теме «Лего — конструирование в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лего - конструирование в развитии речи детей»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом работы по теме «Лего – конструирование в развитии речи детей».
Я работаю с детьми младшего возраста.
Актуальность выбранной темы:
Публикация «Опыт работы по теме „Лего — конструирование в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
В настоящее время наблюдается значительный рост числа детей с различными речевыми расстройствами – нарушение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и, как следствие, несформированность связной речи ребенка.
Социальные проблемы заключаются в развитии современных технологий. Ребенка окружает большой объем информации в виде телевизоров, аудио, планшетов и сотовых телефонов с выходом в интернет. В современном мире младенец с сотовым телефоном активно просматривающий видеоканалы никого не удивит. Однако, находясь в этом переполненном информацией окружающем мире, ребенок лишен простого человеческого общения, что негативно сказывается на развитии связной речи.
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Лего позволяет учиться играя и обучаться в игре.
Возможно ли сделать так, чтобы игра стала действительно мощным стимулирующим развивающим и корригирующим средством?
В поисках ответа на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в работе конструктор лего.
Конструкторы лего представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов: разноцветных кирпичиков. Лего можно использовать во всех образовательных областях, как игру - конструирование, в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности, а так же дома с родителями.
Наряду с развитием мелкой моторики осваиваются навыки общения во время игры. Ребёнок знакомится с новыми словами, фразами. Когда ребёнок заинтересован в процессе игры, тогда гораздо проще развивать его речь.
В ходе лего - конструирования с детьми постоянно ведётся речевая работа.
Какие же дидактические игры и упражнения с использованием лего - элементов можно применять для развития речи детей? В младшем дошкольном возрасте все игры сопровождаются стихами. При конструировании из лего можно сочинять сказки, рассказы, стихи, чтобы смотивировать детей к обыгрыванию своей постройки.
Учеными доказано: чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Именно поэтому после каждого конструирования, важно обыграть постройки, какими бы они не были (это может быть обычная дорожка или красивый грузовик). Важно провести с ребенком рефлексию.
Кроме того, используя в работе с детьми раннего возраста лего – конструирование, развивается мелкая моторика. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
Применение лего в дидактических играх:
Игра «Кто потерял хвостик»
(детям дают два - три животных разного цвета и детали такого же цвета, будущие хвостики. Дети находят где, чей хвостик. Педагог помогает правильно озвучить работу, выполняемую детьми – «это хвостик кошечки, присоединим его. Какой красивый котёнок у нас получился, Как он разговаривает, что любит, где у него глазки и т. д.»)
Игра «Орнамент».
(небольшой узор из деталей конструктора, который детям нужно повторить. Дети думают, работают руками, спрашивают, сравнивают, помогают тем, у кого не получилось, и совместно с педагогом рассматривают полученный результат. Развитие речи идёт непосредственно в ходе занятия. «Таня, возьми красный кирпичик. Лена, поменяй кирпичики местами, вот этот сверху, а этот пониже и т. д.»)
Игра «Строитель».
(Малышам раздают по лего - куколке и по три кирпичика одного цвета. Педагог говорит, что будем играть в строителей, и каждый строитель должен построить свою башенку. Своим примером показывает, что кирпичика три, и они собираются друг на друга. Когда работа сделана, педагог говорит, какого цвета башенка получилась у него, и спрашивает какого цвета башенки у ребят. Так закрепляется знание цветов. На следующем занятии башенки строятся разного размера и закрепляются понятия «выше - ниже», «больше - меньше». Ещё одно задание для строителей, это строительство башенки разного цвета, но по образцу педагога, для изучения и закрепления предлогов «на - за», «над - под». Пример: какой кубик на красном кубике? Какой кубик под синим кубиком)
Конструирование по образцу. Работа по схеме.
(Детям предлагается собрать, например уточку, рыбку и т. д. по схеме, изображённой на карточке. Для этого у педагога должна быть картотека с карточками - схемами. Так же в группе могут висеть плакаты с такими схемами для самостоятельной деятельности детей. Здесь так же идёт развитие мелкой моторики, полученные игрушки используются в игре, в обыгрывании различных ситуаций. Например, рыбка проплывает под мостиком, или утка кушает травку)
В сюжетно-ролевых играх можно обыгрывать огромное количество ситуаций и активно пополнять словарный запас.
Игры «Город», «На прогулке» расширят словарный запас и кругозор детей на все, что нас окружает на улице: здания, кусты, деревья, машины, светофоры, трава, цветы, дороги, дворы.
Лего - театр. Инсценирование сказок «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок» становятся более понятными и привлекательными для малышей. Дети легко запоминают их, пополняют словарный запас и обыгрывают их сами.
Сочинение сказок, лего – историй. Воспитатель совместно с детьми придумывает истории. Дети делают постройки и описывают их.
С детьми младшего возраста надо больше разговаривать, как в повседневной жизни, так и в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Развивающие игры должны ребенку нравиться - только в этом случае будет хороший эффект. Ребенок не должен догадываться, что происходит обучение. Для него это все должно быть просто увлекательной игрой! Никакого назидания и поучений!
Наша работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением лего - конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативных эмоций, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала.
По отработанным задачам, задания усложняются, дополняются новыми.
Дети подключают больше воображения, выдумки! Педагог направляет их в нужное русло. Например, по сказке «Теремок», терем строится не один, а для каждого свой: это могут быть и замки, и башни, и дома…
Таким образом, в лего играем : речь развиваем!
Спасибо за внимание!