Папки-передвижки

«Использование эколого-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе» (из опыта работы) (8 фото)

Оксана Краснопольская
«Использование эколого-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Цели экологического развития дошкольников:

Формирование элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.

Задачи оздоровительной направленности:

1. Охранять и укреплять здоровье детей.

2. Учить их правильно взаимодействовать с природой.

Публикация «„Использование эколого-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе“ (из опыта работы)» размещена в разделах

3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.

Задачи образовательной направленности:

1. Формировать элементарные экологические знания и представления, а так же начала, азы экологического мировоззрения.

2. Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

3. Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи.

4. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление.

5. Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: показать взаимосвязь растений от места их произрастания; показать многообразие растительного мира; формировать представление о том, что человек-часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность-обязанность человека.

6. Познакомить детей с Красной книгой.

Задачи воспитательной направленности :

1. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

2. Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, воспитывать уважительное отношение к традициям своего народа.

3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представление об экологических проблемах города, села.

4. Формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений в неестественной среде произрастания.

5. Развивать ответственное отношение к местным богатствам.

6. Формировать понятие о себе, как жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

7. Формировать представление об экологических проблемах.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:

1. Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

3. Учить отражать в продуктивных видах деятельности своё отношение к миру природы.

Показать, как мастера живописи отражают красоту окружающей природы в своих работах.

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от фактов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания помогают ребёнку понять конкретную ситуацию в поведении животных, состоянии растений, дать правильную оценку и адекватно реагировать.

Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснение взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления такого отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведения опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности.

Понятно, что традиционные уголки природы в группах не могут дать полного представления о жизни животных и растений, «этажах» леса, пищевых цепочках и т. д., поэтому мы с детьми создаём специальный экологический комплекс. Особое место стараемся выделить для растений, типичных для нашего края, Донского.

Информация о растениях и животных представлена в виде рисунков и коллажей. Наша среда не только развивающая, но и развивающаяся. Каждый объект пейзажа несёт определённую информацию, помогающую детям понять и самостоятельно выстроить сложную систему отношений в природе, понять самоценность каждого растения и животного.

Вместе с детьми мы создаём Экологический музей Дона. В нём представлены экспонаты, собранные детьми, родителями и педагогами: осиное гнездо, причудливые корни, ветки, семена и плоды растений, лекарственные растения и т. д.

Каждый экспонат имеет информационный паспорт: где растёт, как называется, какую тайну хранит о себе, какие легенды о нём сложены, кто подарил его музею.

Экскурсоводами по музею выступают сами дети.

Дополняется наш музей книгами о Донском крае, сборниками сказок, легенд, стихов, фотографиями.

В оформлении интерьера экологического комплекса мы используем различные работы детей-рисунки, коллажи, аппликации из сухих листьев, поделки из природного материала; фонотеку ( записи звуков природы: шум дождя, ветра, голоса птиц и животных).

На территории нашего детского сада силами педагогов создана Экологическая тропа. В экологической тропе мы включили как можно больше полезного и интересного. Мы попытались соединить в тропе несколько функций: познавательную, оздоровительную, эмоциональную.

Наша тропа объединила свыше 25 видов растений, клумбы с различными цветами, фитодорожку из лекарственных растений, огород, уголок луга.

Вхождение ребёнка в мир природы происходит с помощью взрослых. Мы используем экологическую тропу для проведения экскурсий, занятий, игр.

Надеемся, что наши труды помогут воспитать детей любознательными, любящими природу и умеющими жить в согласии с природой.

Для достижения поставленных целей мы используем познавательный досуг. Такими досугами мы показываем родителям, что проводимые в детском саду мероприятия, направлены на решение обучающих и развивающих задач.

При этом мы сохраняем атмосферу праздника.

Таким образом, через игровые ситуации вызываем у детей потребность в получении новых знаний.

При этом новые знания должны быть им интересны. Ответ подсказали сами дети. На прогулке мы увидели муравьёв, выбравшихся погреться на солнышке, и стали делиться друг с другом знаниями об этих насекомых. Включившись в их разговор, я уже знала, о чём будет наш первый досуг. Подобрали песенки, стихи о муравьях, разработали игры-аттракционы, нашли интересные факты из жизни насекомых, замечательную ингушскую сказку «Падишах и мудрый муравей», которую инсценировали, мультфильм по сказке Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил». Вскоре досуг «Муравьишка, милый мой» был готов. По этой же схеме создавались и другие досуги-«В гостях у Божьей коровки».

В наших планах - сделать цикл таких досугов под общим названием «Незнакомые насекомые».

Познавательный досуг не только обогащает детей яркими впечатлениями, но имеет нравственную направленность.

Когда ребёнок узнаёт о чём-то или о ком-то много интересного и эта информация подкреплена игрой, песней, сказкой, видео, - он не только эмоционально её воспринимает и запоминает, но и сопереживает ей. Ведь детское сердце восприимчиво ко всему хорошему и доброму.

Мамы и папы с удовольствием воспринимали новую и интересную для них информацию, поисками которой вряд ли бы они занялись в свободное от работы время.

В проведении досугов мы используем всё, что бывает под рукой.

Так же дети узнают, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека.

В старшей группе я проводила тематическую неделю «Путешествие в мир лекарственных растений». В течение 5 дней с детьми путешествует пчёлка Майя, которая знакомит их со своими друзьями-лекарственными растениями: василёк, ромашка, крапива, одуванчик, пастушья сумка. Разучивали стихи, песни, использовали загадки. Заканчивается неделя досугом «Мои друзья».

Я хочу ещё раз отметить, что особое место отведено растениям нашего края - Донского.

Растительный мир Ростовской области богат и разнообразен.

Но в последние десятилетия резко усилилось нарушение экологического равновесия природных сообществ. Поэтому так важно сейчас сохранить неповторимый мир донской природы.

Общение с миром природы заставляет детей задуматься об ответственности каждого из нас за всё, что в ней происходит. Они должны понять, что следует не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им непосредственную, реальную и действенную помощь. Дети должны понять, что охранять живую природу-это не только не ломать деревья, не убивать и не губить зверя или птицу, лягушку или змею. Но ещё и помочь им жить, расти, приносить потомство.

«Использование эколого-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе» (из опыта работы)
Фото «Использование эколого-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе»
(из опыта работы) - фото
Цели экологического Развивающая предметно пространственная среда РППС развития дошкольников Формирование элементарных Экология экологическое воспитание природа экологических знаний здорового образа жизни мышления и поведения Задачи оздоровительной направленности
Публикации по теме:

Работа с родителями по приобщению дошкольников к экологии Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса в ДОУ В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Использование эколого-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе» (из опыта работы)
Опубликовано: 29 марта 2014 в 14:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Использование эколого-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Краснопольская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД