Наталья Троицкая
Использование интерактивных форм в развитии интеллектуальных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность и важность интеллектуальных способностей детей
Сегодня много пишут и говорят о новых детях,об их уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее».
Проблема исследования и развития интеллектуальных способностей современных детей, взрослеющих быстрее, чем родители, схватывающих всё на лету, впитывающих всё новое до бесконечности, состоит в том, что традиционные методы и методики устарели и не отражают «актуального уровня развития» детей.
Публикация «Использование интерактивных форм в развитии интеллектуальных способностей детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
А значит, педагогам и родителям нужно менять подходы в воспитании, а традиционные технологии заменять инновационными, использовать интерактивные формы, так как современные дети живут в новом информационном пространстве. Для многих из них компьютер – это неотъемлемая часть окружающего мира, что и доказывает актуальность темы моего опыта работы.
Согласно модели американского психолога Поля Торренса, интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным (творческим). В этом заключается важность развития интеллектуальных способностей.
Учёный Гилфорд (1959) выделили два способа поисков решения той или иной проблемы. Одни люди полагают, что есть только одно верное решение и пытаются его найти с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения. Это конвергентное мышление. Другие ищут решение по всем возможным направлениям, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такой «веерообразный поиск» чаще всего приводит к оригинальным решениям – свойственен дивергентному мышлению.
Так как интеллект имеет большое значение для творческого развития детей, я начала более углублённо изучать литературу, искать эффективные способы и приёмы развития интеллектуальных способностей у дошкольников.
2. Интерактивные формы в структуре развития интеллектуальных способностей
Современные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Нужно их только выявить и развить в доступной и интересной детям деятельности.
Это явилось отправной точкой для решения данной проблемы через использование интерактивных форм.
В психологии интеракция рассматривается, как способность взаимо-действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или человеком.
В статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий (Т. Ю. Аветова, Б. Ц. Бадмаев, Е. В. Коротаева, М. В. Кларин и др.) я встретила термин «интерактивное обучение», который в педагогической науке формируется и уточняется как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог детей между собой и педагогом.
Таким образом, опираясь на мнение российских учёных Т. С. Паниной, Л. С. Вавиловой, которые считают, что интерактивные формы дают возможность в образовательном процессе активно взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, искать всевозможные решения проблемных ситуаций, способствуют формированию дивергентного мышления, я пришла к выводу о необходимости использования интерактивных форм как эффективной и современной технологии.
3. Эффективные методы и приемы работы и наработанные технологии, которые позволили достигнуть хороших результатов в развитии интеллектуальных способностей
Работу по развитию интеллектуальных способностей, используя интерактивные формы, я начала проводить планомерно и гармонично, соответственно возрасту и учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка. В планировании заданий применяла принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение.
Усвоение знаний проходило в результате систематической работы в интересной для детей интерактивной форме: в виде обучающих игр с использованием ПК, логических игр, викторин, коллективной мыслительной деятельности (КМД, которая протекала в поисковых, созидательных ситуациях, модерации.
Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей в начале учебного года было проведено диагностическое исследование по методике Р. М. Литвиновой «Жили-были» по следующим параметрам:
• самостоятельность мышления в виде готового образа, который может быть вымышленным или реалистичным;
• воображение – вымышленный образ, реалистичный образ;
• обобщение, как понимание того, что представленные герои являются одной семьёй.
Для исследования креативности использовала тесты П. Торренса.
Показатели диагностического исследования:
- средний уровень самостоятельности мышления=2,0 балла. Среди названных готовых образов только 13% детей (есть задатки творческого воображения) предложили нечто фантастическое вымышленное, следовательно, воображение основано только на полученных знаниях, творчества нет.
На основании результатов диагностики наметила основные направления работы:
1. Создание среды и необходимых условий для реализации поставленных задач.
2. Поиск и внедрение интерактивных форм, позволяющих активизировать интеллектуальные способности детей.
В связи с намеченными задачами определила следующие этапы работы:
- подобрать игры и задания, способствующие развитию интеллектуальных способностей;
- сделать подборку карточек для исследования креативности;
- организовать медиатеку развивающих игр в электронном виде;
- создать условия в группе для развития интеллектуальных спо- собностей;
- провести целенаправленную работу с родителями по данной теме.
Начала работу с подборки игр и заданий логического характера, составив и систематизировав рисунки разной сложности. Для этого модифицировала и расширила возможности известных логических игр, таких как: «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо», «Танграм».
Перечисленные игры помогли развить творческие способности, логи-ческое и пространственное мышление, активизировали развитие интеллектуальных способностей, стали незаменимыми помощниками в организации развлечений и конкурсов, при проведении родительских собраний в нетрадиционной форме.
Для более успешной работы традиционные игры «превратила» в электронные, создав медиатеку, куда вошли «старые игры на новый лад».
С помощью электронных игр решала несколько задач:
- научить детей воспринимать новую информацию;
- развивать наблюдательность, активность;
- познакомить детей с правилами работы на ПК.
Наглядный материал и использование авторских образных игрушек - мальчика Бита и девочки Байты, помогли погрузить детей в волшебный мир компьютера, который является неотъемлемой естественной частью окружающего мира.
В группе организовала уютный, практичный, эстетически оформленный центр интеллектуального развития. В него вошли: дидактические игры с математическим содержанием, развивающие игры Никитина, кубики Кооса, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, логические игры - «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Пентамимо», «Танграм», дидактические игры в электронном варианте, игры на развитие мелкой моторики и т. п., авторские образные игрушки - Бит и Байта.
4. Организация работы с родителями
Чтобы добиться наилучшего результата, к развитию интеллектуальных способностей детей привлекла родителей своей группы.
Провела анкетирование родителей, показавшее, что 67% опрошенных не считают необходимым уделять внимание приобретению логических игр для самостоятельной деятельности детей дома.
94% родителей затрудняются назвать 2-3 игры, способствующие развитию интеллектуальных способностей.
По результатам анкетирования, индивидуальных бесед был составлен план работы с родителями на учебный год.
Чтобы расширить кругозор родителей разработала и представила разнообразные консультации, советы, практическую помощь. Организовала выставки и работу с папками-передвижками.
В процессе общего сотрудничества родители осознали важность работы по развитию интеллектуальных способностей детей, что способствовало их активизации, формированию осознанного отношения к данному направлению педагогической деятельности.
5. Планирование дальнейшей работы:
1. Заострить внимание на проведении индивидуальной работы с детьми, оставшимися на низком уровне;
2. Систематически использовать логические игры и задания в совместной деятельности с детьми;
3. Пополнить медиатеку новыми играми в электронном виде;
4. Использовать интерактивные формы и другие материалы моего опыта работы по другим направлениям комплексной программы «Детство».
Библиографический список:
1. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы: детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица. – СПБ., 2007.
2. Барашникова И. А., Барашникова А. А. Учись, играя. Тренировка интеллекта. – Харьков, 1997.
3. Белова Е., Ищенко И. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители? /Д/ в 1992 № 78
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – Л., 1992.
5. Гнездилов А. В. Лабиринты волшебного замка. - СПб., 2007.
6. Гильфорд Дж. Три стороны интеллекта (Психология мышления). – М., 1995.
7. Дормидонтова Л. П. Развитие творческих способностей дошкольников: (научно-методическое пособие). – Ульяновск, 2008.
8. Ильин М. Н., Парамонов Л. Г. Тесты для детей. – СПб., 1997.
9. Запорожец А. В. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. – М., 2004.
10. Концепция дошкольного образования //Д/в. – 1989, № 4.
11. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психологическое развитие ребёнка. – М., 1997.
12. Кудрявцев В. Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. – М., 1999.
13. Кудрявцев В. Т. От педагогики повседневности – к педагогике развития. //Д/в – 2004 -№11, 2005 - №4.
14. Литвинова Р. М., Мазикина В. Н. Ребёнок в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. – Ставрополь: СКИПКРО, 2004.