Татьяна Гречущева
«Использование фольклора как средства повышения эффективности речевого развития дошкольников» (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщить детей к русской культуре, к традициям русского народа.
На этой основе поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать условие для комплексной интеграции знаний детей, приобретение чувственно-интеллектуального опыта через ознакомление дошкольников с традициями русского народа.
2. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру, формировать правильную разговорную речь.
Публикация «„Использование фольклора как средства повышения эффективности речевого развития дошкольников“ (опыт работы)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Воспитывать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры.
Для успешного решения задач большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды.
Мышление ребенка дошкольного возраста - наглядно- образное, поэтому необходимо наполнить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить то, о чем говорит педагог.
В нашем детском саду оборудована комната русского быта, в которой собраны предметы старины и быта народа. Все предметы доступны ребенку само посещение превращается в интереснейшее занятие, где можно узнать много нового, увидеть и рассмотреть макет русской печи, домашнюю утварь – ухват, кочергу, горшки, чугунки, корыто, коромысло, самовар; убранство избы – домотканые дорожки, расписные полотенца, скатерть. «Красный угол» избы – это иконный стол лавки колыбель. Что вызывает огромный интерес у детей, им хочется потрогать и поиграть с ними. Мы с детьми часто посещаем эту комнату, читаем, рассказываем сказки, рассматриваем иллюстрации.
В групповой комнате создан мини-музей, где на полочках широко представлены предметы народно-прикладного искусства – деревянные ложки, предметы посуды, русские матрешки. «Игрушки наших предков» - ребята познакомились со старинными куклами (куклы закрутки, тряпичные куклы, игрушки из деревянных чурбачков, соломы, мочало). Увидели чем отличаются куклы для игр и обрядовые игрушки (свадебные, пасхальные, куклы – обереги). В нашем мини-музее представлены куклы из истории русского народного костюма. Ребята смогли рассмотреть костюмы с характерными узорами и орнаментами. Это куклы в костюмах Московской, Ярославской, Воронежской и других областей. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.
Много времени наши дети проводят в театрализованном уголке, где они делают первые шаги в раскрытии своих творческих способностей. В нашем театре представлены такие виды: театр игрушек, пальчиковый, теневой, театр картинок на фланелеграфе, перчаточный. Учитывая возраст мы разыгрываем простейшие игры, инсценировки на основе песенок, потешек, сказок. Малыши любят слушать взрослого. При рассказывании, чтении яркие напевные строки увлекают детей не только сюжетом, но и ярким образным преподнесением материала.
Периодически организую выставку книжек: книжки-игрушки, книжки-малышки, книжки -раскладушки, раскраски с произведениями народного жанра. На полочках поместила фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок. Дети с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых сказок, потешек, а даже можно услышать как они сами в игре по картинкам складывают небольшие сюжеты небольших сказок.
Обогащение и совершенствование речи у дошкольников было и остается в числе важнейших педагогических задач. В своей работе использую разнообразные приемы и методы с учетом возраста детей. Чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка помогаю осознать ее содержание. На занятиях я не просто читаю ту или иную песенку, потешку, а продумываю в какой форме преподнести. Так, при разучивании потешки «Пошел котик на торжок» использовала костюм кота, вылепленный из теста пирожок, булочку. Читая другую потешку «Сорока – белобока» ставила детей друг за другом, раздавала им кашу, а самому последнему, который ничего не делал, говорила «А ты постой, вот тебе горшок пустой».
На познавательно -игровых занятиях предлагала детям построить домики теремки и обыграть их. Используя потешку, сказку задавала вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?». Разговор персонажей хорошо знакомых произведений дети в полнее самостоятельно переносили на действия с другими игрушками, при этом интонацией используя жесты и мимику передавали характер того или иного персонажа.
Один из эффективных методов в моей работе это конечно же игра, с использованием произведений малых фольклорных форм. Полезны и интересны детям этого возраста игры со словом, то есть игры с использованием потешек. Применение таких игр способствует развитию речи, мышлению ребенка, формированию словарного запаса. Предлагаю детям игры «Ладушки», «Гуси-гуси», «Дождик» и другие. Например в игре «Дождик» учу соотносить действие с словами заклички:
«Дождик, дождик пуще
Дадим тебе гуще
Дадим тебе ложку
Хлебай понемножку»
Дети взмахивают руками и ладошками вверх, ожидая сильного дождя, показывают ладошку с одной и с другой стороны, зачерпывают ложкой воображаемую гущу. В игре «Пошел котик на торжок» дети сначала знакомятся с котом, потом радуются что он такой добрый и раздает всем пирожки и булочки. В игре «Мыши водят хоровод» мое внимание нацелено на развитие двигательно-речевой активности. Я показываю движения а малыши стоя в кругу выполняют их соответственно словам текста.
«Мыши водят хоровод, а на печке дремлет кот» – дети выполняют движение, прыгают, пляшут.
«Тише мыши не шумите, кота Ваську не будите» - здесь наши «мышки» затихают, а затем убегают от кота.
Эта подвижно – дидактическая словесная игра активизирует артикуляционный аппарат, придает речи ритмическую упругость, которая подкрепляется выразительными движениями.
Известно, что для младших дошкольников характерна тяга к ритмически-организованному складу речи, звучным мажорным рифмам, поэтому они с удовольствием слушают народные песенки. Народные песенки сами по себе являются мини-спектаклями, в которых ребенок и слушатель, и зритель, и участник. Песенки дают возможность организовать разнообразные игры.
Такие произведения, как «Пальчик – мальчик», «Сорока – сорока», «Заинька – попляши» по сути своей уже игры. Например «Пальчик-мальчик» - при чтении этой песенки предлагаю указательным пальчиком левой руки показать что делал «Пальчик – мальчик», проговаривая слова:
«С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил
С этим братцем песни пел»
Можно сказать что прошла пальчиковая игра, а это способствует развитию мелкой моторики, речи.
Другие песенки легко инсценировать и драматизировать: «Ай качи-качи-качи», «Жили у бабуси», «Тили –бом! Тили –бом!». Драматизация таких небольших песенок вызывает интерес малышей, стремление быть любым действующим лицом. Так в песенке: «Тень-тень, поттетень» - даю роль лисы, зайки, ежей, где дети исполняют их как индивидуально, так и коллективно. Исполняя песенку малыши двигаются в соответствии с текстом: здесь каждый по своему проявляет характер изображаемого героя:
«Похвалялася лиса – всему свету я краса
Похвалялся медведь - могу я песни петь
Похвалялися ежи – у нас шубы хороши»
А есть песенки, которые можно перевести в диалоги: «Курочка – рябушечка», «Кисонька – мурысенька». Взрослый спрашивает, а ребенок отвечает изображая своего героя: курочку, кошку.
«Курочка- рябушечка куда ты пошла? – На речку.
Зачем ты пошла? – За водой.
А при исполнении диалога «Кисонька – мурысенька» предлагаю ребенку изобразить киску, используя интонацию, мимику. Отражая свои эмоции в игре дети выражают радость, интерес к произведениям, значит совершенствуют свою речь, учатся приемам общения.
В своей работе использую жанр игрового детского фольклора – считалки. Это словесные, рифмованные формулы, часто смешные, помогают определить очередность в игре. Вместе с детьми проговариваю слова считалки несколько раз. Они небольшие по объему и дети быстро и легко их запоминают. Ну например:
«Один, два, три, четыре, пять – мы собрались поиграть
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела»
«Шел баран по крутым горам
Сорвал травку, спрятал под лавку
Кто ее найдет – тот и вон пойдет»
На прогулке наблюдая за живой и неживой природой, явлениями в природе умело включаю «Заклички». «Заклички» - обращения к явлениям природы: к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям.
«Солнышко-ведрышко выгляни в окошечко
Твои детки плачут, по камушкам скачут»
«Радуга – дуга не давай дождя
Давай солнышко – колоколнышко»
«Дождик, дождик полно лить
Малых детушек мочить»
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками в самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Таким образом проведенная работа способствовала повышению речевого развития. Если на начало года уровень речевых навыков составил 73%, то сегодня это уже 81%.
Исходя из задач по развитию речи детей своей возрастной группы составила план кружка «Забавушка» (см. Приложение).
Работу с детьми провожу по кварталам, учитывая возраст детей и сезонность. Особое внимание уделяю работе с родителями активно привлекаю в педагогический процесс. Для этого использую разнообразные формы работы :
- практикум
- консультации – собеседования
- информационные листы
- тематические выставки
- анкетирование
На сегодняшний день, подводя итоги работы, можно отметить, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником мудрости в воспитание детей, в развитие речи.