Назарова Татьяна
Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальна. Духовно-нравственное воспитание-это формирование ценностного отношения к жизни,обеспечивающего устойчивое,гармоническое развитие человека,включающее в себя воспитание чувства долга,справедливости,ответственности и других ценных качеств личности. Задачу воспитания у дошкольников духовно-нравственных ценностей мы решаем :
посредством образовательной деятельности,
в ходе режимных моментов,
Публикация «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
при формирования развивающей среды в группах и помещении детского сада,
и конечно в игровой деятельности. В рамках своего опыта,расскажу,какие игровые технологии применяем в этом направлении. Значение игры в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико. Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,когда он живет в мире игры,сказки,музыки,фантазии,творчества. И роль игры в развитии и воспитании ребенка Огромная. Потому что Она является эффективным средством формирования личности дошкольника,его нравственных качеств,таких как самостоятельность,организованность,настойчивость,ответственность,дисциплинированность. Известный в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка,имеет тоже значение,какое у взрослого имеет деятельность работа,служба. Какав ребенок в игре,таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,прежде всего,в игре. " В отличие от игр вообще,педагогическая игра обладает существенным признаком четкой обучающей целью и соответствующим ей педагогическим результатом,которые могут быть обоснованны в явном виде и характерезуются учебно-позновательной направленностью. Понятие " игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и примеров организации педогогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Наша деятельность при нравственно-духовном воспитании в детском саду имеет главную цель:
Сохранение духовно-нравственного здоровья детей;
Приобщение их к нравственным и духовным ценностям;
Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Имеет такие Задачи: 1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали,интерес и любовь к национальной культуре,народному творчеству,обычаям,традициям,обрядам,народному календарю,к народным играм. 2. Формирование качеств личности: милосердие,доброта,любовь,коммуникативность,терпимость,чувство меры,отзывчивость,справедливость,ответственность через различные виды игр. 3. Повышать компетентность родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Мы с коллегами в работе применяем следующие игровые технологии : Игры-развлечения,народные игры,конкурсы и викторины,сюжетно-ролевые игры,театрализованные игры,игры фантазии и импровизации.
С целью: Социально-коммуникативного развития детей; Повышения уровня познавательных и творческих способностей; Формирования базиса личностной культуры.
Ожидаемые результаты при такой деятельности: - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития; - пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины,любви к родному краю; - формирование чувств национального достоинства; - развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
Для педагогов: - совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников; - объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Для родителей: - реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей; - создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Немного о Народных играх Народные игры мы используем при проведении сезонных музыкально-игровых праздниках : Осень- " День пожилого человека"," День Матери",
Зимой- " Новый год"," Защитника Отечества"," Масленица" и конечно же при проведении нашего национального праздника САГАЛГААН.
Весной- " 8-марта"," А ну-ка,бабушки!" " Никто не забыт и ничто не забыто". Нами создана картотека народных игр: русских,бурятских и других национальностей; а так же картотека подвижных,сюжетно-ролевых,дидактических и театрализованных игр. Народные игры применяем не только на фольклорных праздниках,развлечениях,досугах, в совместной деятельности,на прогулках,на спортивных мероприятиях. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности,проявляют настойчивость и инициативу. С их помощью ребёнок начинает активно мыслить,у него расширяется кругозор,развивается двигательная активность и физические навыки.
Таким образом: Игровая технология применяется во время образовательной деятельности,в самостоятельной и в свободной деятельности,на прогулке,в повседневной-бытовых ситуациях,беседах,во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребёнка,посредством включения педагога в процессе игровой деятельности. Доброжелательное отношение к людям,взаимная помощь,правдивость,честность,уважение к старшим,любовь к труду,всё это может быть воспитано у ребёнка в правильно организованной игре. Учебно-воспитательная работа воспитателя включает в себя духовно-нравственные идеи,осуществляться в разнообразных и эффективных формах,содержательно и при должной эмоциональной насыщенности,а в этом конечно на наш взгляд помогает именно игры (игровые технологии, которые мы применяем в своей повседневной работе. И при проведении праздничных мероприятий.