Привалова Оксана
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний посредством занимательной физики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев.
Актуальность.
В современном мире все более актуально встает вопрос о воспитании личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы, нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Исходя из этого, современное дошкольное образование ориентирует нас, педагогов, на применение эффективных педагогических технологий.
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей дошкольного возраста элементарных научных знаний посредством занимательной физики“» размещена в разделах
Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Поэтому от современного педагога требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по формированию исследовательских действий, способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей и познавательной активности детей, я выбрала детское экспериментирование, и конкретно – занимательную физику для обучающихся своей группы, эту, истинно, детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Знакомство ребенка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности.
Новизна опыта состоит в создании системы работы естественно – научной направленности «Ученье с увлеченьем», которая включает в себя занимательный материал, направленный на формирование элементарных физических представлений у детей дошкольного возраста, путем проведения простых экспериментов с физическими понятиями и явлениями, с целью привлечения дошкольников к исследовательской деятельности.
Основная цель моей работы : внедрение системы работы естественно – научной направленности «Ученье с увлеченьем», показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно. Доказать опытно – исследовательским путем эффективность системы.
Для создания данной системы я использовала следующую литературу: А. Харунжев «Физика вокруг или Вовкины открытия», А. Филонова «1001 прикол. Научные эксперименты», Н. М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3-х до 7 лет» и многие другие. За основу работы взяты методы и приемы исследовательского обучения, предлагаемые А. И. Савенковым «Методика исследовательского обучения».
Моя система работы с дошкольниками по познавательно- исследовательской деятельности разделена на два блока:
1 блок –с 3до 5 лет,
2 блок – с 5до 7 лет.
Для реализации первого блока я наметила решение следующих задач:
- развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, а так же воспитывать интерес к жизни деятельности людей, к явлениям природы.
- в веселой и занимательной форме уметь сосредотачивать внимание на физических понятиях и явлениях;
Для того, чтобы научить ребят выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ними я начинала, с помощью простых опытов, используя набор для экспериментирования «Мои первые опыты «Свет и звук». Постепенно все темы усложняла по содержанию, поставленным задачам и способам реализации. Особое внимание уделяла формированию целостного взгляда на природу, науку и место в них человека. Так у детей сформировались первые представления о науке физике
Для реализации второго блока я наметила решение следующих задач:
дать детям общее понятие о науке физике,
- научить детей находить в окружающей среде физические явления;
-внедрить систему работы естественно – научной направленности «Ученье с увлеченьем» для детей старшего дошкольного возраста и реализовать ее в цифровой лаборатории «Наураша».
Детей старшего возраста познакомила с цифровой лабораторией «Наураша». В лаборатории дети знакомятся с приборами для измерений, объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений; проводят сравнительные и игровые замеры; осваивают сложные темы. В игровой форме мультипликационный герой мальчик Наураша увлекательно, доступно, познавательно и грамотно с научной точки зрения рассказывает дошкольникам о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и других. Путешествуя по лабораториям вместе с героем, дети приоткрывают дверь в мир физики.
Систематизацию знаний провожу по трем направлениям:
1. Живая природа – многообразие живых организмов, их приспособленность к жизни;
2. Неживая природа – воздух, вода, песок, звук, свет, цвет, электричество, движение, магнетизм и т. д. ;
3. Рукотворный мир человека – материалы, их свойства, взаимодействия.
Система естественно – научной направленности «Ученье с увлеченьем» включает в себя следующие формы работы :
- образовательную деятельность;
-беседы познавательного, эвристического характера;
-опыты, эксперименты;
-просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
- игры (сюжетно-ролевые, развивающие);
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для этого я совместно с родителями организовала в группе экспериментальную лабораторию «Почемучка»,в которой размещаются разнообразные материалы для исследований, опытов, наборы для экспериментирования» Мои первые опыты. Свет и звук». Также для активизации детской исследовательской деятельности я использую разнообразное оборудование и приспособления. Цифровая лаборатория «Наураша».
Работу по реализации системы естественно- научной направленности «Ученье с увлеченьем» начала с мониторинга детей, чтобы выявить уровень естественнонаучных физических представлений и знаний дошкольников. На начальном этапе было выявлено, что дети не видели проблему без помощи взрослого, не всегда выражалось стремление к самостоятельности, дети ждали подсказки и помощи воспитателя, формулировали выводы по наводящим вопросам. Мониторинг показал, что знания детей поверхностны, они имеют общие представления о физических явлениях
Образовательную деятельность по экспериментированию провожу в форме совместной деятельности воспитателя и детей, где воспитатель выступает как партнёр.
Для фиксации результатов исследования дошкольников использую систему «Паучок» английского педагога Д. Хамблина. На листе бумаги в центре рисую круг туловище –это главная идея (опыт, а ножки -это факты ее подтверждающие.
Мною была разработана картотека опытов и экспериментов по физике, которая включает в себя: описание проведения опытов, наглядные иллюстрации, мнемотаблицы, которые я использую в работе с детьми.
Большое значение в моей системе уделено семейному воспитанию. Так, как я считаю, что тесная взаимосвязь с родителями – это самые значимые и результативные приемы для обучения дошкольников. Мною создана в группе «Вацап» рублика для родителей «Занимательная физика», где я даю советы о том, как вводить в их мировоззрение элементарные научные знания, например, консультации: «Просто о сложном. С чего начинается физика», «От теории к практике. Игра и физика», «А в голове 100 тысяч почему, расскажите, мама с папой, что к чему?», так же много практических советов для проведения опытов и экспериментов по физике в домашних условиях. На сайте МДОУ д/с «Ромашка» выкладываю консультации в разделе «Для Вас родители! На базе детского сада уже на протяжении многих лет существует клуб»Мы родом из детства», где я веду направление занимательная физика с дошкольниками. Для повышения родительской компетентности по данному вопросу я предложила родителям наглядную информацию в виде ширм, памяток, буклетов: «Цифровая лаборатория НАУРАША».
Анализ результативности опыта.
Мониторинг по познавательной -исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории «Наураша» показал, что дети осознанно выбирает предметы и материалы для деятельности в соответствии с их свойствами и назначением, стали более самостоятельны в ходе опытно-исследовательской деятельности, простейшего анализа и прогноза. Улучшилось положительно-эмоциональное отношение к процессу деятельности и его результату. Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что комплекс мероприятий по реализации системы естественно- научной направленности «Ученье с увлеченьем» оказался достаточно эффективным. Данный факт подтверждает то, что процесс формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста станет успешнее, если ознакомление будет происходить в рамках цифровой лаборатории «Наураша». Я убедились, что цифровая лаборатория НАУРАША – это отличный ресурс, предоставляющий массу возможностей для формирования познавательных действий детей дошкольного возраста. Опыт работы по данной системе был обобщён мной на педсовете и рекомендован для применения другими педагогами, использование данной системы естественно- научной направленности «Ученье с увлеченьем» апробировано на базе нашего детского сада. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей мне удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. Одним из результатов данной работы стало осуществление проекта «Эта волшебная соль». С данным проектом мы участвовали в региональном конкурсе «Юные исследователи- будущее науки», где заняли 3 место.
Но на этом этапе наша работа по данной системе не заканчивается, мы будем совершенствоваться, стараясь достичь определённых высот в познании физики.
Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.