Оксана Салимова
Опыт работы «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности и познавательной активности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности и познавательной активности у детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 138 г. Липецка
Тема: «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности и познавательной активности у детей дошкольного возраста с помощью раз-ных видов конструктора».
Подготовила
воспитатель
Салимова О. А.
Актуальность
Публикация «Опыт работы „Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности и познавательной активности у детей“» размещена в разделах
В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности без-условно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.
Специалисты пришли к мнению, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей и формирования «продуктивной деятельности», которая, в свою очередь, играет роль в развитии любознательности, инициативы у ребенка. Oн может выступaть в роли творца и созидателя, познавая законы гaрмонии и красoты.
Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте особое значение имеют игра и первые попытки продуктивной деятельности. Конструирование – это один из важных для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и приду-манных детьми объектов. Это интересное, увлекательное и полезное занятие.
Конструктивная деятельность является идеальной формой работы с детьми дошкольного возраста, так как она позволяет педагогу сочетать образование, развитие и воспитание детей в форме игры. Роль которой возросла с введением государственных образовательных стандартов.
Конструирование как деятельность охватывает большой круг образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.
Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать, у них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память, а именно, это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Цель работы : способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструирования.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
• воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности.
• научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, а затем анализировать выполненную работу. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
• формировать умение детей пользоваться при конструировании схемами, чертежами.
• учить аккуратно пользоваться строительным материалом. Воспитывать у детей чувство уважения к своему и чужому труду, работать в коллективе.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что организованная работа по конструированию будет способствовать развитию познавательной активности у детей :
-проявляют устойчивый интерес к конструктивной деятельности.
- имеют необходимые умения и навыки конструирования.
- проявляют желание экспериментировать, творить, изобретать.
- умеют использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения
- замысел устойчив на протяжении всей работы.
- проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.
Степень новизны данной разработки состоит в комбинации элементов известных ранее и современных методик детского конструирования, постановке и решении новых педагогических задач.
Этапы создания системы работы :
1. Изучение способностей и интересов воспитанников.
2. Изучение научно - методической литературы
3. Создание условий для детского конструирования (различные виды конструктора, центры игровой деятельности)
4. Разработка перспективного планирования деятельности по конструированию с детьми.
5. Организация совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
6. Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
7. Трансляция опыта работы, обобщение и распространение.
Технология работы :
Используемые средства:
-Совместная деятельность детей с воспитателем
-Самостоятельная деятельность детей
Методы работы :
-Словесный
-наглядный
игровой
-практический
Вводная диагностика
Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми, мной были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению обучающих занятий и совместной деятельности детей.
На первоначальном этапе работы была проведена педагогическая диагностика детей. Изучив способности и интересы воспитанников, были выявлены следующие недостатки в детском конструировании :
- самостоятельно не находят отдельные конструктивные решения на основе анализа.
- не все умеют работать в коллективе
- имеют нечеткое представление о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта.
- имеют неполное представление о различных зданиях и сооружениях во-круг их домов, детского сада.
Создание условий для детского конструирования
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно - пространственная среда.
Материал, используемый для конструирования :
1. Деревянный настольный конструктор - самый распространенный материал для настольного конструирования.
Он прост и удобен в использовании, имеет яркие насыщенные цвета, изготовлен из экологических материалов.
2. Крупный конструктор из пластика.
Удобен для детей раннего возраста. Детали довольно крупные, безопасны при падении.
Дети более старшего возраста с удовольствием выполняют из него коллективные постройки.
3. Конструктор «Магформерс»- это развивающий магнитный конструктор нового поколения. Он состоит из деталей простых геометрических форм (треугольников, ромбов, квадратов и т. д)., которые легко соединяются между собой силой магнитного притяжения.
С его помощью ребенок может создавать 3D-модели.
4. Металлический конструктор.
Имеет большое количество металлических деталей, крепление с помощью винтов и гаек. Предназначен для детей от 6 лет.
Работа с металлическим конструктором приучает ребенка использовать инструменты, развивает моторику, логику и инженерное мышление.
5. Конструктор «Лего» (от дат. –«игра, удовольствие»)- серии конструктора, представляющие собой набор деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.
У конструктора лего широкие возможности: можно конструировать на столе и на полу, постройки можно без труда переносить и видоизменять, использовать в играх.
6. Магнитный конструктор Smartmax - инновационный продукт, с помощью которого дети могут одновременно познавать мир фигур, пространства и магнетизма.
Данный конструктор объединяет в себе элементы игры с экспериментированием следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников.
Строительный материал в уголке конструирования разложен по формам, чтобы дети знали, где какая форма лежит, имели общее представление об их количестве. Это является необходимым условием при конструировании : дети видят все разнообразие форм или хорошо его представляют, им легче обдумывать постройку. Кроме того, это важно для воспитания у детей любви к порядку.
Так же в строительном уголке есть в наличии разнообразные мелкие игрушки: резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц. Дети пользуются ими при создании по-строек, обыгрывают готовые ситуации.
Основные формы, методы и приемы обучения детей конструированию.
Выделяют несколько основных форм организации конструирования :
-образовательная деятельность
-самостоятельная конструктивная деятельность
-индивидуальная работа с детьми
На занятиях по конструированию применяются различные методы и приемы работы : наблюдение объекта, показ и анализ образца, объяснение способов выполнения постройки, постановка перед детьми задач проблемного характера, т. е., требующих нахождения самостоятельного решения, анализ и оценка процесса работы.
На каждом занятии эти методы используются в различных сочетаниях. Их подбор определяет форму организации конструктивной деятельности.
Показ и анализ образца может использоваться воспитателем, когда дети впервые сооружают постройку. Детей учат наблюдать предмет по определенному плану. Педагог предлагает вопросы для беседы о предмете при его рассмотрении. Они должны направлять внимание ребенка не только на внешние признаки, но и на связь одного предмета с другими. Так, например, детям младшего возраста воспитатель помогает вы-делить несколько существенных признаков - у машины есть колеса, кузов и т. д. Постепенно дети узнают о других признаках и начинают выделять общие особенности.
Объяснение способов выполнения постройки педагог демонстрирует детям комплекс действий, который им необходимо выполнить.
После того, как у дошкольников будут накоплены определенные конструктивные умения, можно использовать метод постановки задач проблемного характера. Здесь хорошо использовать конструирование по условиям. Например, старших дошкольников просят построить город с различными видами зданий. Из каких деталей создавать постройки и в ка-кой последовательности, дети выбирают сами.
К методам обучению детей конструированию следует также отнести анализ процесса работы и оценку готовой работы. Во время анализа нужно обратить внимание на то, какие способы использовали дети во время конструирования. В коллективной работе все ли взаимодействовали друг с другом, выполнял ли ребенок отведенную ему роль.
При анализе образцов с помощью беседы следует обращать внимание на то, выполнена ли работа полностью, соответствует ли поставленным в начале условиям.
Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми и родителями
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предложили разные виды организации обучения конструированию :
Конструирование по образцу
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Однако, как показали исследования, и наши собственные, выполненные на конструировании из строительного материала, использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.).
Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.
Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки.
Можно также предложить воспроизвести образец определенной конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют от-дельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися (этот тип задач предложен). Можно использовать задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора (тип задач разработан основоположником рассматриваемой формы обучения Ф. Фребелем).
Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели.
Конструирование по модели, разработанное и использованное в исследовании, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала (Приложение 3). Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
И, как показало исследование, постановка таких задач перед до-школьниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления.
В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.
Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по замыслу
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок, и т. п.).
Конструирование по теме
Конструирование по теме. Детям предлагается общая тематика конструкций («птицы», «город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Для более эффективного усвоения детьми материала педагог дол-жен использовать мультимедийное оборудование. Это наглядность, которая дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично. При такой организации материала включается три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему мате-риалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднение.
Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому При сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление, активно формируется и закрепляется облик успешного человека, человека – творца.
Конструктор побуждает работать в разной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. Каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил. Он же хочет, чтобы все узнали о его творении. Это и развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно. Каждый ребенок может поучаствовать в разных ролях. Используя конструкторы дети самостоятельно приобретают знания для решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Конструкторы способны выполнить серьезную задачу, связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. Ребенок увлечен творческой познавательной игрой.
Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач для развития конструктивной деятельности детей.
С целью выявления отношения родителей к значимости конструирования в развитии ребенка, было предложено анкетирование (приложение3)
Проведя анализ, я сделала вывод, что родители осознают и понимают значимость конструирования для развития ребенка и подготовки его к школе.
Включение родителей в процесс познавательного интереса детей реализовывался следующих формах : разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, например «Вечер вопросов и ответов по конструктивной деятельности детей», проведены индивидуальные и групповые консультации : «Конструируем в дружной семье», «Создание условий для конструктивной деятельности в домашних условиях».
Оформлена серия наглядной информации для родителей.
В результате проведенной работы родители :
повысили уровень педагогических знаний
-оборудовали уголки для детского конструирования в домашних условиях.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательного развития посредством конструирования.
Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми навыками конструирования.
Занятие конструктивной деятельностью также оказало влияние на:
-развитие технических способностей детей
- формирование тонкой наблюдательности, сосредоточенности внимания
- подготовку детей к школе : развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству
- развитие самоконтроля, способность управлять своими психическими процессами
- на умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения
- развитие речи
- формирование дружного коллектива, навыки коллективной работы
- формирование обобщенных способов действий, умение обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
Список используемой литературы:
1. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для воспитателя. - М. : Просвещение, 1973. - 80 с.
2. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М. : Просвещение, 1990. - 158 с.
3. Строительные игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1966. - 140 с.
4. Развивающие игры. - 5-е изд., доп. - М. : Знание, 1994. - 192 с.
5. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей - 2-е изд. - М. : Просвещение; Владос, 1994. - 216 с.
6. Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности : Справочное пособие. — М. : ТЦ Сфера,2008. — 128 с.
7. Шмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С.
8. Шмакова, М. С. ; Всерос. уч. -метод. центр образоват. робототехники. — М. : Изд. -полиграф. центр «Маска», 2013.— 100 с.