Светлана Паштынова
Опыт работы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.
Одним из эффективных средств решения задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом.
Публикация «Опыт работы по теме „Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Физическая культура вносит свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка я поставила перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.
Основной формой моей работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, которые направлены на формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.
В процессе образовательной деятельности активно использую в работе современные здоровьесберегающие педагогические технологии «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной, «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л. В. Гаврюгиной, «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования» М. М. Борисовой. Использование в работе данных технологий позволяет сохранять здоровье детей, развивать духовно-нравственные и физические качества, двигательную активность и становление физической культуры, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, умению оберегать, поддерживать и охранять его.
Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, в результате чего наблюдается рост детей с высоким уровнем физической подготовленности.
Взяв за основу технологию обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, я использую метод круговой тренировки (автор Шарманова С. Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста) с карточной системой при проведении основных физкультурных занятий. Занятия с использованием знаковых опор предполагают многократность повторений, последовательность и системность введения материала, его блочное распределение.
В рамках работы мною были подобраны физические упражнения и подвижные игры народов Приамурья для круговой тренировки. Разработаны схемы круговых тренировок по воспитанию ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
В результате систематического использования методики круговой тренировки, дети старшего дошкольного возраста овладели разнообразными видами движений, у них сформировалась целеустремленность, ответственность, повысилась физическая работоспособность до 85 %, накопились знания о здоровом образе жизни.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников являются народные игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываю о культуре и быте того или иного народа. Дети с удовольствием играют в игры разных народов: «Акула», «У медведя во бору», «Продавец горошков», «Гори, гори ясно», «Юрта», «Липкие пеньки». «Гуси-лебеди». В конце игры положительно оцениваю поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Знакомство с играми Приамурья, в этом помогает составленная мною картотека игр, осуществляю в процессе занятий физической культурой и на прогулках. Дети с удовольствием играют в игры народов Приамурья: «Ручьи и озера», «Льдинки, ветер и мороз», «Олени и волки», «Хейро», «Синичка и хитрый ворон», «Тигр на охоте» и др.
Приоритетное направление нашего дошкольного учреждения – нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Я активно принимаю участие в работе региональной инновационной площадки.
При подготовке к торжественному мероприятию «Посвящение в юные друзья кадетов» особое внимание уделяла строевой подготовке детей под военные марши, с целью воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности.
Для кадетских групп организовывала спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить». Подобные досуги проходят с обязательным участием родителей.
Одним из значимых событий в жизни дошкольников, стал смотр- конкурс «Строя и Песни», который прошел в преддверии Дня защитника Отчества. В смотре принимали участие дети кадетских профильных групп, учащиеся кадетского класса МОБУ СОШ № 5, родители и все сотрудники детского сада.
Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, является спортивный досуг «Русские богатыри». Данное мероприятие проводится между кадетскими группами для приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о русских воинах, защищавших родное Отечество.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. В течение года мною были проведены такие мероприятия как «В стране Здоровья», «Морское путешествие», спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей.
Я была идейным вдохновителем и одним из организаторов городских спортивных соревнований «Веселые старты», участниками которых были воспитанники дошкольных учреждений города Зеи. Впервые «Веселые старты» прошли в форме спартакиады, где оценивались спортивные достижения каждого ребенка.
Разработала и провела спортивный праздник «Водные баталии», где приняли участие все дошкольные образовательные учреждения г. Зеи. Рациональная организация досуга позволила добиться полной раскрепощенности детей, их самостоятельности при выборе движений, ощущения детьми мышечной радости.
Для формирования традиций семьи, нравственной культуры детей и родителей, выработки общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей, провела праздники, досуги такие как «Весёлые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Путешествие в страну Спортландию», «День туриста». Активно привлекаю родителей к проведению Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам». Благодаря интерактивным формам взаимодействия происходит духовное единение детей и родителей, детей и воспитателей.
Совместно с инструктором по физкультуре Центра развития ребенка (МДОАУ ЦРР д/с № 14) провела спортивный досуг «По морям, по волнам». Участвовавшие дети и родители получили заряд бодрости и хорошего настроения.
Для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности ребенка, через нетрадиционные формы работы, совместно с воспитателями старшей группы проводим работу в семейно-спортивном клубе «ТриС» (Семья – Спорт – Счастье). Благодаря такому взаимодействию, происходит расширение возможности вовлечения родителей в образовательное пространство, обучения их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение духовно-нравственного уровня, как детей, так и родителей.
Работа спортивного клуба основывается на совместных детско-родительских занятиях «Фитнес – мамочки». В программу входят: специальные упражнения и игровые задания для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, гимнастика на фитболах, совместные подвижные игры и эстафеты.
Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.