Надежда Ратникова
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Минутки безопасности для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих.
Публикация «Опыт работы по социально-коммуникативному развитию „Минутки безопасности для детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
В этом году я работаю в младшей группе. Большая часть детей - это вновь поступившие малыши-любознательные трехлетки из дома. С младшего возраста мы начинаем говорить с детьми о безопасности
В ходе свободного общения с детьми, игр различного характера, рассматривания соответствующих иллюстраций выяснила, что у детей плохо развиты навыки безопасности. Они не умеют реально оценивать возможную опасность в группе на прогулке, нет чувства осторожности и самосохранения. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.
Так как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? На основании возникшей проблемной ситуации я решила, приступить к разработке и реализации «Минуток безопасности»
Цель «минуток безопасности» : формировать у младших дошкольников основы ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, а также бережное отношение к своему здоровью.
«Минутки» я провожу в любое время в течении дня: это может быть утро, или на прогулке, или перед и после сна. В отличии от «большого» занятия, игры или викторины, «минутка» не требует специальной подготовки.
Чтобы минутки не превратились в короткие нравоучения что можно, а чего нельзя, я решила прибегнуть к худ слову, подобрать короткие стишки к разнообразным жизненным ситуациям
В работе я использую разнообразные методы и приемы: беседы, наблюдения, дидактические игры, подвижные игры, подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок, выставки рисунков и поделок, чтение художественной литературы, опыты и эксперименты.
Основной деятельностью дошкольника является игра. Поэтому игровые средства будут приоритетными при формировании основ безопасности жизнедеятельности.
Во время игровой деятельности к нам в гости пришел Винни-Пух. Он сказал, что не знает, как надо правильно себя вести на дороге. Я предложила рассказать ему о правилах поведения на улице по сюжетным карточкам (дети одни на улице; мальчик вслед за мячом выбегает на проезжую часть; дети играют на проезжей части; люди переходят проезжую часть дороги по «зебре» на зелёный свет светофора; ребёнок с мамой идёт за руку по улице, дети играют во дворе дома) и оценить поведение детей на улице. Во время этой «минутки безопасности» дети объясняя мишке картинку, закрепляли правила поведения на улице. Несколько ребят рассказали мишке стишки:
***
Способ безопасный самый :
Перейти дорогу с мамой.
Уж поверь, она не подведет,
Нас- детей, за ручку доведет.
***
Чтоб дорогу перейти,
Надо светофор найти.
У него язык простой:
Смотрит красным глазом – стой!
А зажжет зеленый глаз –
Значит, пропускает нас.
***
У дороги, мишка, в мячик не играй,
На дорогу за мячом ты не выбегай!
Не поступай так никогда,
Или может случиться большая беда!
***
Безопасности ремень
Послушным детям пристегнуть не лень.
Коль авария случится,
То тогда, мишка, он поможет не разбиться!
Этот же медвежонок, наш частый гость, как то напросился на обед к куклам. Дети рассказали Винни-Пуху правила поведения за столом.
***
На пол уронив еду,
Не тяни ее ко рту,
Ведь на ней микробы,
А от них хворобы
***
Если есть и торопиться,
Можно пищей подавиться.
Раз уж сам ты не змея,
Не глотай всё, не жуя.
***
Может стать и чай опасным,
Коль горячий он ужасно.
Если в чашке кипяток,
Надо обождать чуток
Винни – Пух заходил к ребятам и во время прогулки. Дети охотно рассказывали ему о правилах поведения играя в песочнице, катаясь на качелях, забираясь на горку.
***
Любим мы кататься с горки,
Но ведь с горкой шутки плохи…
Нельзя на ней толпиться
Можно кубарем свалиться!
***
Осторожность на качелях
Детям точно пригодится.
Не раскачивайтесь очень сильно,
Чтобы больно не свалиться!
Крепко ручками держаться, Вы не забывайте.
На ногах нельзя качаться,
Все об этом знайте!
Некоторые маленькие любители залазить не перила веранды настороженно вслушивались в шестистишие, которое я рассказывала в момент когда мишка решил посидеть на перилах.
***
На перила и окошки
Забираться можно кошкам,
А обычным ребятишкам
Так шалить опасно слишком,
Ведь, упавши с высоты,
И убиться можешь ты.
Я старалась каждому ребенку задать индивидуальный вопрос, у кого то получалось ответить на вопрос, кому то требовалась помощь воспитателя.
Большое значение я отвожу чтению художественных произведений, а именно сказкам. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Обсуждение сказок – это опять же «Минутки безопасности»! Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, дети легко усваивают, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Очень помогает в обучении сказочные персонажи, которые попадают в опасные ситуации («Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса» и др.) Через сказки передаются разносторонние знания, в том числе о правильном (безопасном) поведении в быту, повадках зверей и их образе жизни, съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, различных явлениях в живой и неживой природе, способах и правилах поведения в опасных ситуациях (гроза, град, наводнение, пожар и др.).
В сюжетно-ролевой игре «Больница» «Минуткой безопасности» было закрепление свои знаний о травмоопасных ситуациях. Так в непринужденной, игровой форме дети осваивают азы безопасности.
В «минутках безопасности» присутствовал продуктивный вид детской деятельности. Детям было предложена аппликация, где они самостоятельно делали пешеходный переход, с помощью вырезанных полосок, светофор - из кружков.
Моя задача как педагога самому ориентироваться в правилах безопасного поведения и научить за одну минуту этому наших воспитанников.
На мой взгляд, «Минутки» надо проводить каждый день, в этой непрерывности залог того, что у детей появятся спасательные навыки и привычки в результате беседы или разговора, а не риска на улице.
Если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.
Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.