Татьяна Горбова
Опыт работы по сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка —это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости. Сказка —это чудо!
Сказка – наш спутник в течении жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости.
Для ребёнка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует его и себя. Сказка позволяет усвоить здоровую в своей основе идею: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – основным видом деятельности дошкольников.
Публикация «Опыт работы по сказкотерапии» размещена в разделах
Связная речь — наиболее сложный раздел в работе с детьми. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Передо мной встала проблема: как сформировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.
Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотерапию, как средство для развития речи детей дошкольного возраста.
Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподноситься. Сказки преподносятся дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам сказок. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реально жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
1. Формирование у детей адекватных реакции в отношении себя, своих возможностей.
2. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
3. Развивать нравственные ценности, эмоциональную отзывчивость.
4. Воспитывать доброжелательные отношения к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам люде, желание помочь, порадовать окружающих.
Поставленные мной задачи отвечают требованиям ФГОС ДО.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга, фонотека музыкальных произведений, сборники сказок с аудиосопровождением, оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.
Мною был подобран список произведений, которые в дальнейшем я использовала в образовательной деятельности. На основе этого списка составила перспективный план работы по формированию навыков социализации личности в процессе организации детской деятельности.
Работу со сказкой я связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто даю задания домой, тем самым привлекаю родителей активно участвовать в эмоциональном становлении детей.
Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенной сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
По данному направлению разработала и апробировала ряд занятий с использованием русских народных сказок. В своей работе с детьми я использую методы предложенные психологами и педагогами В. А. Запорожцем, Ф. А. Сохиным, Л. И. Журовой, Т. Д. Зенкевич-Евстигнеевой, Л. Б. Фесюковой.
В моей работе мне помогает классификация сказок :
1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т. е.
знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)
6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)
При проведении образовательной деятельности я руководствуюсь всеми видами сказок.
В работе со сказкой я использую следующие формы организации:
• Игровые занятия;
• Комплексные занятия;
• Интегрированные занятия;
• Тематические недели.
Занятия по сказкам провожу два раза в месяц.
Чтобы более широко раскрыть индивидуальные способности и углубить знания детей, использую ИКТ. Они, благодаря своей наглядности, красочности позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий, систематизации знаний.
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребёнка. На занятиях по сказкотерапии учу составлять словесные образы, в процессы чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.
Погружаясь в сказку вместе с детьми я использую и такие методы и приёмы, которые позволяют не только послушать сказку, но и посмотреть, потрогать, услышать. Можно нарисовать сказку, можно услышать. Использую музыку с учётом места действия (лес, пруд, замок и т. д.) и характера действия.
При работе со сказкой разработала алгоритм :
1. чтение сказки;
2. упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;
3. пантомимические этюды;
4. упражнения на активизацию лексики;
5. упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);
6. игры и игры-драматизации.
Также использую такие методы как сравнение, узнавание, беседы-суждения (о жанре, об авторе, любимой сказке или любимом герое, игры-драматизации.
Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание.
Большое внимание я уделю созданию предметно-игровой среды, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, учитываю интересы мальчиков и девочек, создавая условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности.
Дети на сегодняшний день самостоятельно умеют организовывать сюжетно-ролевые игры и играют в них, воссоздавая различные стороны действительности и сказочные сюжеты. Они самостоятельно придумывают сюжет, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Разыгрывают сюжеты сказок, литературных произведений в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра, куклы для которого я сделала своими руками.
Целенаправленная работа по формированию Я - концепции у детей дошкольного возраста дала определё нный эффект: проводя диагностику в группе, выявилось, что у детей более глубже сформированы личностные и социальные качества. У детей лучше развиты нравственные ценности, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость. Дети положительно относятся к миру, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеют договариваться.
Без взаимодействия с родителями мне было бы тяжело добиться своей цели. Для этого была проведена групповая консультация по теме: «Сказкотерапия для детей дошкольного возраста», на которой была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает.
Провела анкетирование с родителями по теме: «Сказкотерапия как средство развития эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста». Дала мастер – класс для родителей по теме: «Путешествие в сказку», для педагогов по теме: «Сказка ложь, да в ней намёк…»
Проводила пальчиковые игры. Дети, находясь в сказке, изображали животных, играли в различные пальчиковые игры.
Очень интересно проходило сказкотерапевтическое рисование. Дети рисовали сказки : любимого сказочного героя, сказочную страну и т. д. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании использовала: проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование.
В первую группу вошли такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев».
Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера гнома… В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.
Решение сказочных задач- это сбор диагностического материала, развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы друзей.
При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Вначале дети терялись в ситуации выбора, затем их ответы становились не похожими на ответы других детей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка : чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни.
Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
В работе со сказками особое внимание уделяю страхам детей. Сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда ребенку давалась возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.
Интересный вид психодинамические медитации. Это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта.
Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными.
Ещё один из видов деятельности, используемый мною – это - погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.
Также старалась, чтобы дети сами сочиняли сказки. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовала несколько приемов:
Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица. Если ребёнок испытывал затруднения, на помощь приходила группа детей.
Итогом работы послужило проведение открытых занятий для родителей, педагогов ДОУ.
Считаю, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты.
В ходе работы я отмечаю, что дети изменились, стали более спокойными, усидчивыми, повысился познавательный интерес. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон.
Дети стали более раскованы, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Их речь стала понятней и грамотней, они стали свободней выражать свои мысли.
Дети научились социально-приемлемым способом выражать свои эмоции, родители их поддерживают и играют вместе. Я считаю, что такая совместная работа воспитателя, детей и родителей способствуют гармоничному развитию личности ребёнка, успешной подготовки к обучению в школе.
Опыт работы по теме :
«Сказкотерапия – как средство развития самосознания дошкольников»