Диляра Жандуллаева
Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
на тему «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видеть, слышать, осязать, чувствовать тепло и холод, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. Формирование полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.
Публикация «Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорное развитие – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Сенсорные ощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Этим и является актуальность данной темы.
В моей группе находятся дети 2-4 лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. Игра становится ведущей деятельностью в данном возрасте.
Я, как педагог, расширяю и обогащаю накопившийся опыт ребенка в окружающем мире, формирую представления о предметах, о простейших связях между ними.
В своей работе я поставила
Цель: Создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.
Задачи:
-Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать и обобщать через игру.
-Формировать у детей умение самостоятельно применять системы сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
- Повышать уровень знаний родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Актуальность.
Сенсорное воспитание является ценным составляющим развития формирования у детей представлений о сенсорных эталонах, они активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания мира, обладают уникальным развивающим эффектом: мыслительной деятельностью и качеством ума.
Благодаря сенсорному развитию обучение становится ярким, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Для выполнения поставленных задач, мы создали соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместили разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики. мозаику) .В своей работе я использую многофункциональные дидактические пособия, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (игры с прищепками, использование щнуровок.
В своей работе я использую следующие методы и приемы:
практический (игры и упражнения ;наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение, словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).
Реализовать поставленные задачи я решаю через игру, т. к. - игра наиболее доступный для детей вид деятельности и способ ознакомления с окружающим миром. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки. дидактические игрушки.
Для правильного определения величины у детей, делаю следующее:
подбор одинаковых величин по образцу; различие между предметами по величине путем прикладывания и наложения; закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький».
В играх на определение величины использую игрушки разных размеров, игры: «Какой мяч больше», «Найди кубик (больщой, маленький), «Матрешки построились», Разбери шишки, морковки, листочки …» и др. Такие игры способствуют развитию внимания и мышления.
Для восприятия цвета предмета предлагаю детям задания разного типа: «Башня из красных и желтых кирпичиков». Игры: «Подбери по цвету», «Найди пару», «Цветные полянки», «Воздушные шары».
При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью сравнения предметов. Например, «На что похож мячик по форме?» Мячик круглый, как яблоко. Далее предлагаю найти похожие объекты с данным значением признака (круглое колесо, солнце т. д Также осуществляю практические действия, как наложение фигур, прикладывание, обведение пальцами контура, ощупывания, рисование.
Для развития тактильных ощущений использую такие игры как, «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Овощи и фрукты».
В группе, создан уголок, где размещены предметы и игры для проведения упражнений: «Разноцветные флажки», «Собери пирамидку», «Платочек для куклы», а также «Сенсорная тропа для ног», «Мячи разных цветов».
Таким образом, игра пронизывает все виды деятельности детей.
На прогулке провожу наблюдения в природе, экспериментирование с природными материалами «Сравни листочки», «Чьи следы больше», «Что выше куст или дерево?» игры с песком, землей, тд. В двигательной деятельности используются игры с крупногабаритными игрушками- каталками,велосипедами, колясками, машинами. «Поставь в гараж», «Эх, прокачу!».
Восприятие художественной литературы и фольклора. Детские песенки, потешки. стишки (сопровождающие все другие виды деятельности) книжки из разных материалов …
Музыкальная деятельность. Игры на развитие фонематического слуха, игры с различными музыкальными инструментами (бубен, погремушка, колокольчики. т д. «Кто как поет»(громко-тихо). Театрализованные игры (пальчиковый театр, мн др). Не оставляю без внимания режимные моменты : при воспитании и кгн, во время кормления, одевании и др.
Также в группе ведется работа с родителями. Для родителей были организованны консультации: «Что такое сенсорика и почему ее нужно развивать?», «Воспитание сенсорной культуры ребенка», родительское собрание «Учите. играя!», папки-передвижки в уголке для родителей, проводятся индивидуальные беседы, практические рекомендации,«Пальчиковые игры», «Развитие творчества ребенка» и др.
Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей хорошо развиты сенсорные способности. Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами. Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута.