Солдаткина Дарья
Из опыта работы по развитию речи «Анализ состояния практики дошкольного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема
игры как свободной детской деятельности, а не организованного и управляемого
развлечения на сегодняшний день является актуальной для современного детского сада. В
дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни
Публикация «Из опыта работы по развитию речи „Анализ состояния практики дошкольного воспитания“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
детей, и все больше внимания уделяется свободным творческим формам детской
активности, в том числе дидактической игре.
Наблюдения за детьми группы показали, что дети играют мало и примитивно, чаще
всего выбирают игры, не требующие прямого общения со сверстниками и
взрослым;уровень отображения их действительности в игре не всегда соответствует их
возрастным возможностям; могут молча составить или подобрать картинки, организовать
игровую деятельность с 3-4 детьми, используя минимум общения между собой; не умеют
логически правильно излагать материал.
Новизнасостоит в использовании современных образовательных технологий,
которыепозволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Использованиетаких технологий в детском саду способствует развитиюпоисковой активности, стремлению к новизне, речи и творческого воображения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации развития инициативы, владения речью как средством общения и культуры, поэтому взяла тему «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры».
Работая над темой, поставила для себя цель: содействовать речевому развитию
детей через дидактические игры.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Создать условия для развития игровой деятельности до
3. Привлечь родителей к созданию условий организации дидактических игр.
4. Представить опыт работы по проблеме развития связной речи дошкольников через дидактические игры через научные труды Н. В. Серебряковой, Г. А. Урунтаевой.
В работе с воспитанниками поставила цель :создание условий для развития связной речи дошкольников через дидактические игры.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать связную речь посредством дидактических игр.
2. Формировать игровые умения, развитые формы культуры игры.
3. Развивать интерес к дидактическим играм.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, навыки саморегуляции.
5. Способствовать активному общению с сверстниками и воспитывающими взрослыми,
способствовать социализации.
Построение предметно-развивающей среды в группе строила по следующим
принципам:
- содержательная насыщенность: организация образовательного пространства и
разнообразие материала обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников, эмоциональное благополучие детей во
взаимодействии с предметно-развивающим окружением.
- вариативность: наличие различных пространств, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового
материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и
исследовательскую активность детей.
- доступность: свободный доступ.
- безопасность: обеспечение надежности и безопасности использования.
Развитие связной речи осуществляется по следующим принципам:
- Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели
- Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка требует от воспитывающих взрослых проявления педагогического такта.
- Принцип коллективизма. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои
интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной
жизни.
- Принцип психологической комфортности - создание спокойной, доброжелательной
атмосферы, а также веры в возможности ребнка;
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы игровые умения, развиты культурные формы игры
2. Развитасвязная речь дошкольников.
3. Развиты самостоятельность и инициатива, умение принимать решения в незнакомой
обстановке, развиты самостоятельность, инициатива.
4. Сформировано доброжелательное отношение к сверстникам, умение
взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Работу по теме провожу в следующих направлениях:
I. Работа с детьми.
II. Взаимодействие с педагогами.
III. Взаимодействие с родителями.
В работе с детьми использую следующие методы и приемы:
Наглядный - рассматривание и обсуждение иллюстраций, показ действий, пример
взрослых.
Практический – игровые действия, коллективные игры взрослого и ребенка.
Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, убеждения в форме разъяснения.
Средствами обучения детей являются:
- использование наглядных модулей;
- использование игровых действий;
- интеграция познавательных и игровых действий.
Развитиесвязной речи дошкольников в дидактических играх предполагается через
построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с
детьми.
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровая, познавательная, продуктивная,
коммуникативная) по всем образовательным областям.
Совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Самостоятельная деятельность.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
В работе с дошкольниками использую преимущественно игровые,
Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с
предметами-заместителями и игрушками, используя приобретенные умения и навыки.
Развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над
смысловой стороной слова, т. к. понимание детьми значений слова и его оттенков является
предпосылкой полноценного речевого общения. Работа над смысловой стороной слова
развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность,
содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые
наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении
связного высказывания.
Для развития связной речи я использую дидактические игры, где воспитательнообразовательное
значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу.
Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам,
ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
В своей деятельности я использую такие игры, как «Назови три слова», «Кто кем
хочет стать?», «Что вы видите вокруг?»,«Скажи, какое»,«Зоопарк», «Это правда или
нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» и др.
Основным направлением дошкольного образования является игровая деятельность.
Она позволяет увидеть внутренний мир ребенка, его умение общаться, воплощать свои
идеи в реальность. Наблюдение за детскими дидактическими играми поможет мнеиспользовать современные образовательные технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования дидактического материала