Елизавета Спасова
Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника
Семья является первым и главным институтом, который практически постоянно напрямую связан с формированием личности дошкольника. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания детей: родители, являясь первыми воспитателями собственных детей должны заложить основания физического, нравственного, интеллектуального становления личности ребенка. Но в настоящее время родители, оказавшись в эпицентре всех преобразований и кризисных процессов в сообществе, не готовы принять участие в образовательных инновациях. Неимение времени, упорства, такта, незнание возрастной психологии собственного ребенка, идущих в ногу со временем способов воспитания, делают родителей формальными участниками образовательного и воспитательного процесса, недостаточных психолого-педагогических знаний родителей явно не хватает для того, чтоб сформировывать растущее интеллигентное и компетентное подрастающее поколение, которое сумеет без помощи других принимать решения в ситуации выбора, умеющих сотрудничать, критически расценивать и осмысливать происходящее, защищать собственные идеи. Детский сад все еще воспринимается родителями как место ухода и присмотра, а не как ступень общего образования. Родители в основном имеют слабое представление о документах ДОО и тем более об имеющихся нормативно-правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи и т. д. [28].
Публикация «Анализ опыта работы по формированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В России неизменно наличествовала необходимость определенной государственной политики по отношению повышения психолого-педагогической компетентности родителей, от уровня сформированости которой зависит успех семейного воспитания – значимого компонента нынешних видоизменений в образовании и обществе [28, с. 59].
Однако, формирование психолого-педагогической компетентности родителей – является одним из труднейших аспектов деятельности специалистов дошкольной образовательной организации. Эффективность работы специалистов во многом зависит от их умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Сегодня педагоги и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно влечет за собой поиск новых форм взаимодействия и семьи. Именно поэтому, сегодня назрел вопрос поиска таких форм и методов формирования психолого-педагогической компетентности, которые позволяют учесть не только актуальные потребности детей и родителей, но и способствуют формированию активной родительской позиции. Сформированная психолого-педагогическая компетентность родителей дает возможность к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагает не просто совместное участие в воспитании ребенка, а сознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию [14].
Психолого-педагогическая компетентность родителей должна рассматриваться в контексте семейного благополучия, где она выступает, как способность понять детей, создать возможность сделать ребенка счастливым, умение видеть перспективы развития ребенка. Структура психолого-педагогической компетентности родителей представлена как совокупность когнитивного (знания о психологических особенностях детей дошкольного возраста и методах воспитания, деятельностного (умения использовать имеющиеся знания в педагогической деятельности) и личностного (значимые личностные качества, наличие которых необходимо для осуществления педагогической деятельности) компонентов [26].
Анализ опыта работы по исследуемой проблематике позволил выявить условия, обеспечивающие эффективность формирования процесса психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника. Во-первых, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения должно строиться на основе принципа объединения субъектных позиций его участников. Во-вторых, при проведении работы с родителями необходимо использовать нетрадиционные технологии, ориентируемые на вербальные и практические способы взаимодействия родителей и педагогов. В-третьих, следует создавать условия переноса приобретенного родителями педагогического опыта в реальную жизнь. Для выполнения этих условий необходимо реализовать следующие задачи: расширение представлений родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей; помощь родителям в оценке проблемных и критических ситуаций во взаимоотношениях с ребенком с учетом специфики возраста; формирование у родителей понимание важности и значимости организации в семье интересного и содер-жательного досуга как одного из средств профилактики асоциального поведения детей.
Признание приоритета формирования психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Следовательно, дошкольная образовательная организация должна стремиться к установлению более свободных, равноправных, гибких отношений между всеми участниками образовательного процесса (детьми, педагогами, родителями). В содержательном разделе основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяется специальный блок «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников». Поэтому работе по формированию психолого-педагогической ком-петентности родителей дошкольника в МБДОУ № 369 г. «Колокольчик» г. Перми, уделяется особое внимание, и в планировании, и в практической дея-тельности.
Одними из самых эффективных, нетрадиционных форм работы по фор-мированию психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника в МБДОУ № 369 являются: мастер-классы, семинары-практикумы, встречи родителей на круглых столах, родительские конференции, образовательно-игровые тренинги, деловые игры, педагогические кружки и практикумы, тематические досуги, проектная деятельность детей и родителей, дистанционные консультации через сайт и др. На общих и групповых занятиях педагоги знакомят родителей с результатами воспитательно-образовательного процесса, с формами, методами, средствами, которые используются в детском саду. Модифицируя формы работы, педагоги чаще используют те, на которых обучают ро-дителей конкретным методам и технологиям, а родители рассказывают об опыте семейного воспитания, своих находках и проблемах, делятся своими увлечениями, семейными традициями и праздниками, представляют газеты о семейной жизни, мультимедийные презентации об отдыхе на природе и общении с родственниками, национальные костюмы и угощения.
Особо значимым в формировании психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника в МБДОУ № 369 проводились семинары–практикумы для родителей : «Чем занять ребенка дома?», на котором родители делились опытом домашних игр и занятий; «Не забывайте народные игры» - вспоминали правила и играли в игры разных народов и т. д. Все подобные мероприятия были направлены на то, чтобы методы и приемы, используемые в детском саду, родители применяли в системе домашнего воспитания.
Вся необходимая информация для формирования психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника располагается в дет-ском саду на информационных стендах. Наибольшим интересом пользуется рубрика «Тема недели», в которой родители знакомятся с примерным содержанием работы, предложенными конкретными вопросами, которые можно обсудить по данной теме. Здесь же размешается обращение к родителям с просьбой о возможной помощи при организации образовательной деятельности. Рубрика «Чему мы научились» является своеобразным отчетом о проделанной за неделю работе, любима роди-телями, так же как и «Выставка детского творчества», на которой представлены работы детей. Рекомендации для родителей размешаются, как в рубрике «Это интересно», так и в дополнительных материалах (детсадовской газете, тематических консультациях, буклетах). Получить ин-формацию о работе детского сада и проводимых мероприятиях, а также оставить свои комментарий родители могут на сайте детского сада «Колокольчик». От участия родителей в работе детского сада выигрывают все: сами родители, педагоги и прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребенка, его индивидуальность, творческий потенциал [8].
Новые формы сотрудничества педагога с родителями создают атмосфе-ру общности интересов на основе конструктивной коммуникации, обогащают воспитательный опыт родителей, помогают осознать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.
Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста в ГБОУ ДОД Центр внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга реализуют проект «Мамины книжки», который, предполагает издание тематических психологических пособий, направленных на формирование родительской компетенции в вопросах развития и воспитания детей. Основное содержание книг - рекомен-дации для родителей по воспитанию и развитию ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и особенностей современной социокультурной среды. Также в рамках проекта проводятся совместные мероприятия с родителями в форме лекториев, круглых столов и обучающих занятий, так как современные родители нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, поддержке и информировании в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Первый этап проекта - изучение запросов родителей через анкетирова-ние; второй этап - разработка тематических пособий по развитию и воспитанию детей с учетом запросов родителей (выпуск Маминых книжек); третий этап – организация и проведение родительских лекториев, круглых столов, обучающих практических занятий для родителей.
Родительский лекторий реализуется как форма ознакомительной работы с родителями. В рамках лектория родители получают информацию о различных аспектах воспитания детей от специалистов – педагогов и психологов. Тематика лекций разнообразна: «Развитие познавательных процессов у дошкольников»; «Особенности возраста»; «Роль игры в развитии ребенка» и т. д.
В рамках круглого стола родители могут высказать свою точку зрения по вопросу воспитания и развития детей, узнать мнение других родителей, выслушать комментарии специалистов. Круглые столы помогают родителям осмыслить индивидуальную концепцию воспитания, получить эмоциональную поддержку и найти решение некоторых воспитательных задач. Тематика круглых столов: «Реклама и ребенок»; «Поход с ребенком в магазин»; «Когда и каких специалистов посещать» и т. д.
Обучающие практические занятия направлены на обучение родителей навыкам взаимодействия со своим ребенком через игру. Занятия проходят в интерактивном режиме. Темы практических занятий: «Играем вместе»; «Занимательные опыты и эксперименты для детей в домашних условиях»; «Играем на улице»; «Чем занять ребенка в поездке» и т. д.
Также разработаны тематические рекомендации в виде книжек: «Игры с буквами»; «Игры на развитие памяти»; «Игры на развитие мышления» и т. д.
Все перечисленные формы работы специалистов Центра внешкольной работы с родителями дошкольников позволяют : усилить позицию родителя посредством осознания своей роли воспитателя и собственных педагогических установок, выработать у родителей навыки использования полученных знаний о возрастных особенностях и возможностях, перспективах развития ребенка, сформировать и повысить у родителей компетентность в вопросах развития и воспитания детей. Реализация проекта «Мамины книжки» способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей посредством формирования уверенности в собственных силах, помощи и поддержки родителей в своей родительской позиции, осознанию стереотипов родительского взаимодействия с ребенком и расширению возможностей выбора конструктивного способа взаимодействия с ребенком. В свою очередь компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошколь-ника, необходимую для будущей жизнедеятельности в социуме.
Интересны используемые формы и методы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения МБОУ «Детский сад № 1» г. Ангарска Иркутской области. В базисной программе «Истоки», разработанной центром Дошкольное детство» имени А. В. Запорожца, по которой работает в течение последних десяти лет образовательное учреждение, в разделе «Сотрудничество педагогов с семьей», выделяется задача, определяющая направления работы ДОО : активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях (ее решение тесно связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта вза-имодействия с ребенком, значимостью повышения формирования собствен-ной психолого-педагогической компетентности).
Решая эту задачи в практике ДОО применяются следующие методы формирования психолого-педагогической компетентности родителей дошкольника :
- Обсуждение с родителями различных точек зрения на различные аспекты воспитания. Это позволяет настроить родителей на размышление. Вопрос может быть таким: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воле, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?». Тематика обсуждения совершена различна: «Речевое развитие. Что делать если ребенок плохо разговаривает?», «Что делать, если ребенок часто болеет?», «Как подготовить ребенка к школе?», «Какую образовательную программу выбрать?», «Кто должен принимать участие в воспитании ребенка?» и т. д. ;
- Решение проблемных задач семей воспитанников. Это помогает родителям найти ответ на поиск наиболее подходящих форм поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются реальные проблемные ситуации;
- Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Обогащает арсенал спосо-бов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы начнете устанавливать контакт с плачущим ребенком;
- Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам общения с ним, выбирают наиболее удачные конструкции;
- Анализ родителями поведения ребенка. Помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности;
- Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с ребенком». Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями;
- Игровое взаимодействие родителей и детей. В различных игровых формах деятельности (рисование, лепка, театрализованная деятельность) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Перечисленные методы формирования психолого-педагогической компетентности предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в реальной обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родители моделируют варианты своего поведения, их взгляд на воспитательную проблему расширяется. Они могут даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме. Родитель, познающий азы родительства, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в тренингах, игровых взаимодействиях, ролевого проигрывания и т. д. открыли такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливы родителем. Нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь и т. д.
Таким образом, педагоги дошкольных образовательных учреждений организуя работу по формированию психолого-педагогической компетентностей родителей дошкольника изменяют представления родителей об их роли в жизни и воспитании ребенка. Семья и ДОО дополняют друг друга, создают наилучшие условия для образования и творческого развития детей разного возраста. А главное, что социальное партнерство семьи и учреждения дошкольного образования – это возможность для родителей повысить воспитательный потенциал семьи, узнать новые методы и формы взаимодействия ребенком, стать компетентным родителем в вопросах воспитания и взросления ребенка [27].