Анастасия Крайнова
Опыт работы по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю опыт работы по развитию художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов изображения
Научно – исследовательские, методические и организационно – педагогические условия формирования личного вклада в развитие образования представлены на экране.
Публикация «Опыт работы по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в организованной и совместной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Т. С. Комарова указывает: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу-вверх, потому что оно так растет, а домик — вот так» и т. п.)». Использование нетрадиционных технологий поможет нам разнообразить и варьировать изобразительную деятельность младших дошкольников, развить их творческие способности.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Методики развития изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник подробно описаны в работах авторов : Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, Г. Н. Давыдова.
В их исследованиях представлены задачи, содержание и методы работы с детьми по развитию изобразительной деятельности детей средствами нетрадиционных техник.
. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Неоценимую помощь в работе оказали следующие труды: «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развитие художественных способностей дошкольников» Т. С. Комарова, «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова, «Нетрадиционные техники в детском саду» (ч. 1, ч. 2) Г. Н. Давыдова. Представлены акценты на экране
Так Т. С. Комарова, делая в своих работах акцент на формирование двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники, обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.
Л. С. Выготский считал, что полнота и точность образов восприятия зависят от овладения детьми выразительными средствами (эстетическими эталонами, которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру, и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Многочисленные исследования ученых психолого-педагогической науки (Л. С. Выготского, Н. А. Ветлугиной, Л. А. Парамоновой, Г. Г. Григорьевой) подчеркивают значение непрерывного обогащения опыта, создания вариативного развивающего пространства для развития изобразительной деятельности малышей.
По мнению Е. А. Флериной, «богатый выбор изобразительных средств и материалов помогает сформировать творческую личность, учит мыслить смело, развивает чувство инициативы».
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности не случаен.
Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро снижают интерес ребенка к рисованию, поскольку в результате его усилий рисунок не соответствует ожиданию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. И как следствие, снижение уровня интереса к данному виду деятельности, который является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами.
На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.
Цель работы : развитие художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов изображения
Задачи представлены на экране:
1)Обогащать представления детей об окружающем мире.
2) Способствовать развитию замысла и технических умений у детей старшего дошкольного возраста в рисовании, используя нетрадиционные техники
3)Расширять знания детей о нетрадиционных изобразительных материалах и техниках работы с ними.
4)Развивать технику работы с различными художественными материалами.
Ведущая идея: Использование нетрадиционных техник, применяемых в образовательной деятельности, будет способствовать развитию художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. На экране представлена схема возникновения творчества в изо деятельности.
Этапы работы
1. Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию изобразительной деятельности детей средствами нетрадиционных техник). (август - сентябрь)
2. Основный (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) – (октябрь - апрель)
3. Итоговый (повторное обследование особенностей развития изобразительной техники и творчества детей) – (май).
На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализирована изобразительная деятельность детей по методике Г. Г. Григорьевой.
Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту. Числовые показатели обследований видны на экране.
Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует норме. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. У детей есть представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г. Г. Григорьевой хуже восприятие предмета и изобразительные умения.
Также было проведено анкетирование родителей. Анкеты и результаты анкетирования представлены на экране.
На основании данных обследования был составлен перспективный план и серия занятий по развитию изобразительной деятельности детей средствами нетрадиционных техник.
Сначала мы создали среду, так как предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.
Оборудование и материал по развитию изобразительной деятельности детей, который находится в мини центре художественно – эстетического развития детей, мы условно разделили на группы, представленные на экране:
иллюстрации, альбомы, особенно по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством,
дидактические игры на развитие восприятия «Сложи узор», «Подбери узор» и тд.,
игры по развитию мелкой моторики,
разнообразные раскраски, бумага для рисования;
трафареты (овощей, фруктов, машин, геометрических фигур,
изобразительный материал, соответственный возрасту детей. Представлены: гуашь, кисти разных размеров, цветные карандаши, цветные мелки, фломастеры, маркеры, пластилин, восковые мелки, гуашь.
Также в группе создан уголок ручного труда, в котором представлен разнообразный бросовый и природный материал, а также нестандартный изобразительный материал: тыкалки, штампы, твердые кисточки, пробки, печатки из картофеля, ластиков.
Интерес у детей вызывает именно нестандартные изобразительный материал. Дети любят рисовать восковыми мелками, фломастерами, цветными карандашами, рисовать ладошками, пальчиками.
После того, как мы создали развивающую предметно –пространственную среду и дети заинтересовались предложенным материалом для игр и рисования, мы пришли к основному этапу нашей работы.
Работу в основном этапе по развитию изобразительного творчества мы строили по следующим шагам:
1. Ознакомление детей с изобразительными техниками.
2. Закрепление использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек.
3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.
На первом шаге работы мы в игровой ситуации познакомили детей с нетрадиционными техниками. Обыгрывание кисточки, карандашей, тыкалок, штампов, пробок, печаток повышает интерес детей к материалу, изобразительным инструментам, желание пользоваться ими. Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Основные используемые методы первого этапа информационно - рецептивные: объяснение, показ, рассматривание, художественное слово, а также игровые приемы. Использование нетрадиционных техник вызвали интерес и желание рисовать.
На втором шаге работы мы закрепляли использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек. Основные методы данного этапа:
Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках;
Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др.
Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и тд.
Игровые приемы при рисовании по технологии Г. Г. Григорьевой,
Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность.
Рисование предметов, природы, животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В связи с этим в организованной деятельности важно активизировать внимание детей, побудить их к совместной деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение и т. д.
Второй этап включал в себя серию занятий по области «Художественное творчество», которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в развивающей предметно-пространственной среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. Ане К. понравилось украшать свои рисунки оттисками из картошки, печатками. Поле Х. нравится опускать в гуашь жесткую кисть и ударять ею по бумаге, получать пушистых зверьков: цыпленка, мышек, зайцев.
Так как уровень знаний детей нашей группы различен, то в зависимости от этого по-разному осуществляем индивидуально – дифференцированный подход в различных играх, педагогических ситуациях и беседах. Причём, учитываем при этом:
1индивидуальные склонности, особенности, интересы детей к разным изобразительным материалам и техникам.
2уровень освоения области и художественного развития. Например, Илье нужна дополнительная помощь, показ. Костю К. необходимо дополнительно привлекать, мотивировать к рисованию. А Лизе К. показать смешение техник и познакомить с техникой оттиск смятой бумагой.
3 Особенности здоровья (группу здоровья – Лизе К. снижаем нагрузку при физкультминутке, диагноз ЛФК – детям с Х – ногами (Настя А., Рома Х.) меняем посадку при рисовании за столом и при рассматривании, когда дети сидят на стульях).
Наблюдения показали, что дети стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы занятий. Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом.
В процессе обучения отмечались индивидуальные предпочтения детей, свидетельствующие о развитии индивидуальности видения. Овладев нетрадиционными техниками, дети использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие варьируют изображения, смешивают техники.
Улучшение технических навыков и переход умений детей в нетрадиционных изобразительных техниках в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса усвоенных детьми нетрадиционных техник в собственную изобразительную деятельность.
На данном этапе мы использовали в основном сюжетно ролевые игры и игры – драматизации. Дети с удовольствием рисовали, лепили, а потом угощали сделанными «баранками», «печеньем», «конфетами» зайца, кукол, украшали полянку цветами, дарили их друг другу на день рождения. Сделанные вместе с детьми «лужи» в технике оттиск пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в физкультурном зале. В ходе прогулок дети рисовали на асфальте или песке летом и осенью, на снегу зимой палочками, пробовали печатать на песке, снеге. Увлеченно дети рисовали все вместе плакат «Покормим птиц», используя техники рисования пальчиками, печатанье.
То есть результаты рисования и лепки с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей.
В повседневной жизни детей довольно часто у большинства появился перенос усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность.
То есть результаты рисования с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей. В повседневной жизни у большинства детей появился интерес переноса усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность.
Параллельно с работой с детьми по использованию нетрадиционных методов и техник для развития изобразительной деятельности старших дошкольников мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями. Мы активно использовали разнообразные формы: в уголок для родителей поместили консультацию на тему «Развитие творческого воображения детей в изобразительной деятельности», провели анкетирование родителей, были проведены индивидуальные беседы. Родители охотно откликнулись на участие в конкурсах совместного творчества, предоставили материал для выставки работ одного ребенка.
При помощи этих форм работы мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Родители активнее включаются в процесс художественно - творческого развития, во взаимодействие с собственным ребёнком.
Повторная диагностика по методике Г. Г. Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько техник и приемов рисования.
Таким образом, результатами нашей работы стали :
•Обогатились представления детей об окружающем мире.
• Развился замысел и технические умения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании, используя нетрадиционные техники
•Дети познакомились с нетрадиционными техниками, научились рисовать в различных техниках.
•Дети используют свои изобразительные работы в среде группы, в своих играх.
•Взаимодействие педагогов и семьи оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности
Перспективы работы следующие :
•Продолжать работу по использованию нетрадиционных методов и техник для развития творческих способностей детей.
•Продолжать создавать условия для формирования самостоятельности и развития творчества
•Продолжать работу по взаимодействию с родителями по развитию изобразительной деятельности детей
•Включить в деятельность детей дидактические пособия с использованием ИКТ (интерактивная доска).