Светлана Кислицына
Опыт работы по развитию чувства ритма с использованием лего
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование конструктора LEGO в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр»
Практика внедрения в детском саду конструктора ЛЕГО показывает, что его можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами деятельности дошкольников, и вводить детей в мир разных интересных профессий.
Публикация «Опыт работы по развитию чувства ритма с использованием лего» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Чтобы музыкальная деятельность стала не только занимательной и увлекательной для ребёнка, но и способствовала его разностороннему развитию, мы используем конструктор ЛЕГО в музыкально - дидактических играх.
Такой синтез разных видов деятельности решает следующие задачи:
- развитие музыкальных способностей детей: звуковысотного, ритмического, тембрового слуха;
- освоение в процессе игры особенностей творческих профессий;
- приобщение детей к ЛЕГО конструированию в самостоятельной деятельности.
При подборе музыкально-дидактических игр, в которых можно использовать конструктор ЛЕГО, я учитываю возраст детей.
Дети среднего дошкольного возраста могут соотнести цвет и размер деталей лего с характером музыки или высотой звуков.
В известной игре «Птица и птенчики», где дети определяют низкие и высокие звуки, мы можем использовать теперь музыкальную лесенку сделанную из конструктора. По принципу этой игры, для определения звуковысотности и тембра, используем любые большие и маленькие фигурки, например, матрёшки. Усложняя игру, к концу учебного года, можно использовать большие и маленькие детали конструктора.
В музыкально-дидактической игре «Весело-грустно» настроение в музыке дети ассоциируют с определённым цветом и показывают, например, красные кирпичики, если музыка весёлая, и синие – если музыка грустная.
В игре «Тихо-громко», используется тот же принцип соотношения цвета с силой звучания музыки.
В старшем дошкольном возрасте Лего - конструктор используется в играх на развитие чувства ритма, звуковысотного, тембрового слуха. В этом возрасте мы уже знакомим детей с творческими профессиями и их особенностями. Например, в игре «Музыкальная лесенка» мы распеваемся и настраиваем свой голос как певцы, вокалисты, оперные певцы. Предварительно дети сами строят лесенку из 3, 5 или 7 ступеней и передвигают Лего - человечка по ступеням вверх или вниз, в зависимости от движения мелодии, под музыкальное сопровождение или пение педагога:
- «Вверх иду - вниз иду».
Усложняется игра количеством ступенек до 5:
- «Вот иду я вверх – вот спускаюсь вниз».
Ну а лесенка из семи ступеней позволяет пропевать гамму.
Когда дошкольники усвоят этот приём, они исполняют попевку самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте дети умеют определять ступени трезвучии: низкий, средний, высокий звук. (условно мы их обозначаем разными цветами деталей) Определив ступень, дети показывают соответствующую ступени деталь.
В игре «Ритмическое лото» дети прослушивают ритмический рисунок, затем прохлопывают его, а потом выстраивают звуки по длительности. Те дети, которым сложно определять какой звук звучит, выполняют задание наоборот. Они строят свой ритмический рисунок, а музыкальный руководитель проигрывает построенную из конструктора мелодию. В игре можно использовать знакомые детям попевки, стихи и песни.
Нетрадиционное музыкальное занятие с использованием деталей конструктора ЛЕГО (6 человек)
Ход занятия.
1. Музыкальная игра-разминка с элементами массажа и самомассажа.
Встать в круг. Раздать детям по два кирпичика.
По коленочкам из Lego мы деталью постучим.
1. Взяли мы конструктор лего по коленкам постучим.
Потихоньку-потихоньку по ножкам постучим.
2. А теперь по локоточкам мы тихонько постучим.
И по ручка и по ручкам мы деталькой постучим.
3. Наклонились, и по пяткам мы тихонько постучим.
По коленкам, локоточкам и по плечикам стучим.
4. А теперь по спинке друга мы деталькой постучим.
Потихоньку, осторожно мы по спинке постучим.
5. Ах, как весело сегодня мы сегодня не грустим.
Взяли мы детальки в руки и немного пошалим.
Предложить детям объединиться в пары, подойти к столу и из кирпичиков сделать лесенку из пяти ступенек, каждая пара берёт одного человечка. Муз руководитель с металлофоном.
2. Распевание и развитие звуковысотного слуха.
Музыкально-дидактическая игра «Лесенка».
-«Вот иду я вверх», все за мной повторяют, поют и показывают»; «Вот иду я вниз», «Никуда не иду, я на месте стою».
Затем задание усложняется: звучит только мелодия, дети поют и показывают движение мелодии.
3. Упражнение на развитие чувства ритма.
«Это дятел сел на сук»
Это дятел сел на сук.
Тук, тук, тук-тук-тук, тук (тук-тук, тук; тук-тук, тук)
Всюду слышен перестук.
Тук, тук, тук-тук-тук, тук.
То он медленно стучит
Тук, да тук. Тук, да тук.
То быстрее зазвучит
Перестук, перестук. Тук-тук-тук-тук-тук.
(проиграть в двух вариантах)
4. Слушание музыки. (Встают в круг).
Дидактическая игра «Лего - календарь».
Определять название, цвет детали и какое время года может быть раскрашено таким цветом.
-Мы будем слушать музыку из цикла Времена года. А кто пишет музыку? (композитор) Музыкальный цикл Времена года написал композитор А. Вивальди.
Мешочек с 4-мя лего деталями :
Зеленый, жёлтый, красный, синий. Дети, стоя в кругу, передают друг другу мешочек и ритмично произносят текст :
- Волшебный мешочек по кругу спешит,
В нем Lego конструктор спокойно лежит.
Но вот остановка и я достаю
Детальку от Lego, и вам покажу.
Все:им цветом
Назови деталь и цвет
И скорей нам дай ответ.
(Ребенок называет деталь и цвет)
Все:
А теперь не спеши,
Время года назови.
На экране появляется картина, соответствующая произведению из цикла «Времена года».
Звучит музыка из музыкального цикла А. Вивальди «Времена года»
5. Музицирование.
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
Предлагаю детям поиграть в оркестр.
-Ребята, а оркестр из кого состоит? (из музыкантов)
Выберете себе инструмент, на котором будете играть. Теперь вы настоящие музыканты. А кто в оркестре главный?
Дети:…дирижёр.
- А как он руководит оркестром? (дети отвечают). Давайте, дирижёром сегодня буду я, но так как у нас необычный оркестр, вместо дирижерской палочки у меня будут детали конструктора Лего.
Педагог показывает кирпичики, на экране картинка-подсказка с изображением музыкальных инструментов.
Каждому музыкальному инструменту соответствует определё нный цвет кирпичика: жёлтый – бубен 1, зелёный – ложки 4, синий – маракас 2, красный – треугольник 1.
- Если у меня в руке будет синий кирпичик, какие инструменты зазвучат? ( дети: маракасы, когда я возьму красный кирпичик-треугольник).
-Репетиция оркестра без музыки. Педагог показывает кирпичик, дети играют на том инструменте, который соответствует цвету.
Импровизация в оркестре под музыкальное сопровождение.
- Понравился вам наш оркестр? Сегодня я была дирижёром, а на следующем занятии вы попробуете себя в профессии дирижёр.