Наталья Лебедева
Опыт работы по преемственности детского сада и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка»
Построение работы по преемственности сельской ДОО и начальной
общеобразовательной школы
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Лев Семёнович Выготский
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
Публикация «Опыт работы по преемственности детского сада и школы» размещена в разделах
На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? учителя часто отвечают так: «читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи, составлять рассказ, пересказывать, писать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, к детям предъявляют завышенные требования. В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».
Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Поэтому построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, и проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада, начальной школы и семьи. Это обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Цель работы по преемственности : обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленного на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Мы определили общие задачи образования детей дошкольного и младшего школьного возраста :
- установливать связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.
- выработать общие цели и задачи, путей достижения намеченных результатов;
- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно - образовательного процесса, воспитателей, учителей, детей и родителей;
- оказать психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; •
- формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольном уровне :
• Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.
• Обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
• Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению.
• Формировать различные знания об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности.
• Развивать компетентность в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми).
На ступени начальной школы :
Формировать:
• Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
• Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
• Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
• Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
• Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).
Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в школе. Детский сад и школа расположены в одной местности. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице и принимать активное участие в совместных мероприятиях.
Для совместной работы школы и детского сада ежегодно наши педагоги составляют план по преемственности, он разрабатывается в интересах детей, педагогов и родителей с целью обеспечения качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе.
Наша работа предусматривает деятельность по трё м направлениям:
1. Методическая работа
2. Работа с детьми
3. Взаимодействие с семьёй
В своей практике по преемственности мы применяем следующие формы работы :
По направлению: методическая работа (взаимодействие воспитателя и учителя)
совместные педагогические советы (ДОУ и школа)
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы
проведение диагностики по определению готовности детей к школе
взаимодействие медицинских работников
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе
педагогические и психологические наблюдения
В конце учебного года мы приглашаем учителей на итоговые занятия. Организуем «Круглые столы» по вопросам преемственности. Педагоги школы и детского сада всегда имеют возможность обсудить насущные проблемы и скорректировать свою дальнейшую совместную деятельность. Каждая такая встреча даёт возможность учителям и воспитателям совершенствовать методы обучения и улучшать качество своей работы.
По направлению работы с детьми используем следующие формы:
экскурсии в школу
посещение школьного музея и библиотеки.
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы
Так как школа расположена в соседней деревне мы организовываем экскурсии в школу. Знакомим детей с маршрутом от детского сада до школы, закрепляем правилах безопасности. Нашим ребятам очень нравится такие экскурсии.
Нашим ребятам очень нравиться посещять школьный музей. Где Беззубов С. С. проводит интересные экскурсии по школьному музею и рассказывает о предметах старины.
Принимаем участие в совместных мероприятиях со школой : Новый год, Весеняя капель, 9 мая, Выпускной, День защиты детей и другие.
Ученики начальных классов постоянно навещают ребят, играют с ними в школу, подвижные игры, читают книги, делятся впечатлениями о школе.
В работе с семьёй используем следующие формы.
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы
консультации с педагогами ДОУ и школы
встречи родителей с учителями начальных классов
дни открытых дверей
творческие мастерские
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и др.)
интернет-общение
В начале и в конце учебного года мы приглашаем на родительские собрания учителей начальных классов и родителей будущих первоклассников
В уголке для родителей размещаем информацию о подготовке ребёнка к школе.
Так же проводим индивидуальные беседы с родителями будущих первоклассников и мастер-классы.
Выявляем неблагополучные семьи, проводим с ними работу. Этим оказываем большую помощь школе.
Рассказываем родителям о школьном сайте, о том что там можно найти интересующую их информацию.
Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе. Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем и уменьшения с низким уровнем готовности к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада и обучающихся начальных классов Старогольчихинской школы показывает стабильность результатов.
Таким образом, у нас сложилась определенная система работы по осуществлению преемственности, которая включает в себя широкий спектр совместных мероприятий по эффективной предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь.