Делль Инна Николаевна
Опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение «Новониколаевкий детский сад «Радуга»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новониколаевская СОШ»
по организации развивающей
предметно-пространственной среды в детском саду в условиях введения ФГОС ДО
Подготовила: воспитатель I кв. категории Делль И. Н
с. Новониколаевка, 2020
Слайд № 1
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Публикация «Опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в условиях введения ФГОС до» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2020
в условиях разновозрастной группы детского сада
Слайд № 2
Современный детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, познает окружающий мир, мир взаимоотношений взрослых и детей. Поэтому одним из самых важных условий образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Согласно ФГОС развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, значит, развитие дошкольника зависит во многом от рациональной организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.
Слайд № 3
Мы рассматриваем возможности создания, наполнения и обновления предметно-игровой среды в условиях разновозрастной группы дошкольников, поскольку функционирование таких групп имеет место в нашем детском саду. Особенностью детей младшего-среднего возраста является то, что дети стремятся к самостоятельности. Проявляются этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать. Развиваются творческие способности. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. У детей данного возраста появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Предметно-игровая среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
В групповых помещениях нашего детского сада этому способствуют изменения ее вещественных компонентов, включение в ее состав новых видов игрового материала. Предметная среда меняется с учетом реализации творческих проектов и тематического календарного планирования. Мы старались, чтобы она отвечала интересам и потребностям детей, возрастным особенностям младшего-среднего возраста, способствовала их всестороннему развитию и эмоциональному благополучию. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Среда обогащена такими элементами, которые бы стимулировали познавательную и двигательную активность детей.
Слайд № 4
Мы постарались учесть основные направления развития детей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие согласно требованиям ФГОС. Пространство группы организуем в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. В группе оформлены центры по разным видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.
Вот основной перечень таких центров.
Слайд № 5
Познавательное развитие
Центр «Математики» задачи: Формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, изучения цифр и геометрических фигур.
Оборудование: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, различные виды мозаик. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук. (2 слайда)
Слайд № 6
Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Используя различный дидактический материал в работе с детьми, понимаю, что играя, дети быстрее и лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. А применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, обучая, сейчас маленьких детей, в процессе игры стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Вся работа в центре организована с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Слайд № 7
Предлагая ребенку игру, ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Стараюсь привлекать малоактивных детей, заинтересовывать их игрой и помогаю ее освоить, ведь интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок успешно справляется с игровыми заданиями. Тот, кто составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижения.
Слайд № №9
8
«Дорожная азбука»
Создание предметно-развивающей среды по дорожному движению позволяет формировать у детей представления о Правилах Дорожного движения.
Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создается таким образом, чтобы вызвать у детей познавательный интерес.
Слайд № 9
Принцип динамичности среды заключается в том, что ребенок постоянно меняется, а следовательно, меняется и его окружающая среда.
В нашей группе предметно-развивающая среда по ПДД, оформлена в соответствии с возрастом детей, программным требованием: мини игровая зона с макетами домов и знаков.
Слайд № 10
Разница с игровой зоной в том, что мини настольный макет для спокойных игр 1 или 2 детей. То есть каждый ребенок в группе может одновременно заниматься любимым делом, не мешая друг другу. Имеется общий центр ПДД – где дети уже занимаются общей группой или подгруппой.. . .Слайд№11 Рассматривание презентаций и на макете различных опасных ситуаций помогает предупредить детей на улице.
Достаточное количество настольных дидактических игр, изготовленные своими руками «Отремонтируй машину», «Собери знак», «Собери автомобиль», «Собери правильно светофор» и другие. Для игровой зоны изготовлены дорожные знаки.. Слайд № 11 В игровой форме дети проще осваивают понятия: знаки для пешеходов, знаки для водителей. изучения детьми ПДД формирует устойчивой интерес дошкольников, способствует приобретению необходимых привычек знаний, представлений безопасного поведения по улице.
Подборка сказок и стихов по теме, альбом сюжетных картинок, подвижные и пальчиковые игры.
Слайд № 12
Центр природы
Центр «природы» находится в специальном отведенном месте, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, Имеется большое количество цветов, Это позволяет приблизиться к миру природы, дети учатся рассматривать различные растения, ухаживать за ними и при этом отдыхать. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды с помощью куклы Маши, королевы Зимы, принцессы Весны. Растения, требующие разных способов ухода.
Слайд № 13
Оборудование для ухода за растениями: передники, палочки для рыхления, тряпочки, разбрызгиватель с водой для листьев, лейки, природный материал (камешки, ракушки) и мн. др.
Календарь наблюдений за состоянием погоды находится в группе.
Папка-раскладушка «Времена года», наборы домашних и диких животных. Сюжетные картинки «Дети ухаживают за растениями», «Дети в лесу», «Дети на пруду». Лекарственные растения.
Слайд № 14
Альбомы: «Птицы, звери нашей полосы», «Фрукты, овощи, грибы, ягоды. «Домашние, перелетные, зимующие птицы», «Насекомые и млекопитающиеся».
Дидактические игры: «Чей малыш», «Угадай животных»
Слайд № 15
«Центр «Почемучек»
Помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию.
Стимулирует и поддерживает познавательный интерес детей к природным объектам; формирует трудовые навыки по уходу за живыми объектами; эмоциональную отзывчивость, бережное и гуманное отношение к природе. Расширяет представление детей об окружающей природе родного края;
Дети наблюдают: за ростом лука, веточками в вазе, отвечают на вопросы: Все ли камни тонут?
Слайд № 16
Появление новых предметов, материалов, стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей: вода (предметы могут тонуть, другие держаться на поверхности воды, песок (когда песок сухой - при помощи щёток наносить различные узоры, влажный – можно строить, лепить пирожки) камни (строят крепость и лабиринты, сухой бассейн (находят предметы, собирают башни красного (синего, зелёного и т. д. цвета). Центр экспериментирования представлен многообразием материала (крупы, семена, минералы, песок, земля). Пособия для опытнической деятельности : лупы, мерные стаканчики, лейки, песочные часы. разнообразные предметы для проведения опытов без приборов : воздушные шары, щетки, ленточки, пакеты, пуговицы, магниты, лупы, песочные часы, свечки, игрушки для подгонки форм, нанизывания и т. д.
Слайд № 17
В «Нравственно-патриотическом» центре помещена государственная символика России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. Образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.
. Слайд №21 Иллюстрации родного села и его героев. Героями славы.
Слайд № 18
Художественно-эстетическое развитие представлено в центрах :
«Центр творчества» развивает интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности. Здесь дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Материал и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков находится в специальном отведенном доступном месте. Подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, трафареты, раскраски, цветная бумага, альбомы, кисти, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин.. . Слайд №19 Очень любят дети рисовать гуашью, акварелью. Также в центре творчества я сделала коробку для рисования "манкой". Детям очень понравилось творить. Ну, и конечно, наша стена творчества, где мы можем показать свои достижения. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности.
Слайд № 20
Центр «Веселые нотки» способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами, направлен на развитие слухового восприятия и внимания, формирование исполнительских навыков. В нем находятся предметы, связанные с музицированием, - фабричные: металлофон, пианино, барабан, погремушки, ложки, трещотки и дудки, бубны, свистульки и др. Дидактические игры такие как: «Угадай песенку», «Угадай, на чем играют». «Угадай, что звучит»
Слайд № 21
Центр «Наш театр» способствует развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей; дает элементарные представления о видах театра. это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Слайд№22 Здесь размещаются ширмы, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Настольный театр: «Репка», «Курочка Ряба» «Колобок» пальчиковый театр, плоскостной театр, атрибуты к сказкам, шапки маски
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Слайд № 23
Социально-коммуникативное развитие
Центр «Мы играем»
Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формировать коммуникативные навыки в игре; Учить использовать в играх строительный материал. Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом, обогащать представления детей о цвете и форме, развивать пространственную ориентацию детей; формировать у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность. Центр сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, кубики,, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи. можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Центр дополнен атрибутами для обыгрывания; игрушечные дикие и домашние животные; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, инструменты для ремонта машин и др. Мальчики играют в с/р игры «Водитель», «Строители» «Поезд» «Мастерская машин» игры по ПДД. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.. Слайд № 24 В уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Больница», «Семья», Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей. Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта, наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; кукольная мебель для комнаты и кухни; весы, сумки, ведёрки, утюг кукольные коляски; игрушки-забавы;
Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.
Слайд № 25
Уместное расположение иллюстрации помогают детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни, отражает безопасность дома, на улице и пожарную безопасность. Демонстрационный материал: «Азбука безопасности», «Береги живое: В лесу, на лугу, в городе, в водоеме», «Опасные предметы», «Безопасность в быту» и на «Железной дороге» помогают знакомить детей с опасными предметами и способами обращения с ними.
Слайд № 26
Речевое развитие Задачи :
1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики.
Центр «Мир книги» Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. формирует навыки слушания художественной литературы, умения обращаться с книгой. Обогащает и расширяет представления об окружающем мире. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, детские энциклопедии, и иные литературные формы по тематике недели. Постоянно пополняется новыми книгами, книгами-малютками, альбомы для рассматривания, иллюстрации к сказкам, игрушки для обыгрывания.
Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. Трансформируемость пространства группы, предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов детей. альбом с семейными фотографиями детей группы; альбом «мое село родное» альбом сюжетных и предметных картинок; альбом русских народных сказок. Подбираем литературу в центр книги на тему осени: сборник стихотворений «Осень», русские народные сказки, картотека «Загадки об Осени», рассказы по картинкам «Осень». Каждый день по теме подбираем пальчиковые, артикуляционные игры, иллюстрации для рассматривания и беседы про осень. В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило, уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями.
В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе. Перечень предметных картинок : «Цветы», «Деревья», «Мебель», «Виды домов из разного строительного материала», «Детские игрушки», «»Птицы», «дикие и домашние животные», «Животные и их детеныши», «Насекомые», «Фрукты», «Овощи», «Экзотические фрукты», «Продукты питания», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Одежда по сезонам», «Бытовая техника», «Посуда», «Части суток», «Времена года».
Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья», «Одежда»,
Основной задачей в нашей возрастной группе, чтобы ребенок захотел говорить и выражать свои мысли, поэтому уделили внимание развитию мелкой моторики, а как известно, что именно мелкая моторика рук формирует речь.. . Слайд №27
Любимыми пособиями наших детей являются игры: «Шнуровки», «Сухой бассейн», «Массажные мячики» т. д.
дидактический материал, направленный на развитие :
артикуляционной моторики ( Картотеки: артикуляционная гимнастика в стихах и картинках) дыхательной гимнастики, гимнастика для язычка и глаз.
пособия для развития дыхания, способствующие формированию воздушной струи (осенние листики, снежинки; вертушки; и т. д.)
Материал, содержащийся в уголке, имеет многофункциональный характер. Игры в уголке подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.
В свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек вызывающих у детей интерес и желание играть с ними:
Слайд № 28
Центр сенсорного развития
Сенсорное развитие ребенка — это, прежде всего, развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Поэтому для развития мелкой и крупной моторики у детей младшей группы, мною был оснащён центр сенсорного развития. «Мозайки», «перамидки» «предметы липучки». (Развивают память, сообразительность, наблюдательность, мышление и др. Воспитываем у ребятишек усидчивость, инициативу, самостоятельность в суждениях, уверенность в себе, "Прищепки-обучалки" способствуют развитию мелкой моторики, цветовосприятию, фантазии и учат считать.
Слайд № 29
Также учат детей манипулировать с предметами по образцу, по словесному указанию, «Накорми колобка» «Шнуровки» игры с мозаикой нескольких видов
Слайд № 30
Центр «Если хочешь быть здоров!» Предназначен для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирования желания детей заниматься двигательной деятельностью, на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Помогает воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью, укреплять мышцы нижних и верхних конечностей, осуществлять профилактику плоскостопия и простудных заболеваний.
Слайд № 31
Центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное своими руками. Слайд№36 уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе
Слайд № 32
Утро в группе начинается с утренней гимнастики. Используем разные виды: игровую, сюжетную
• Для сохранения и стимулирования здоровья детей проводим Воздушные процедуры, закаливание
Слайд № 33
• Динамические паузы Подвижные и спортивные игры
• Артекуляционная гимнастика
• Пальчиковая гимнастика
• Гимнастика для глаз
Слайд№34
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.
«Уголок уединения»
Создание личностного пространства для формирования эмоционального благополучия ребенка. Здесь ребенок может заняться любимым для себя делом, поиграть, полистать любимую книгу, посмотреть картинки и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Слайд № 35 Заключение:
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности. Создавая предметно-пространственную среду, старалась сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно-богатой, чтобы создать эмоционально –положительную атмосферу в группе. И чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, и во что играть