Юлия Куликова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Куликовой Ю. В.
Нравственно-патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. Я считаю, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Я считаю, для воспитателя это время благодатной почвы. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Кто из нас, педагогов не задавался этими вопросами. Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Но одними призывами любить свой поселок, город, Родину, ничего не сделать. Такую любовь мы можем воспитать в детях, если сами, любя Родину и зная её историю, традиции, обычаи, фольклор, достижения народных мастеров, поделимся с детьми своими знаниями, своим отношением и поведением.
Наша группа углубленно работает над вопросами нравственно-патриотического воспитания. Работа ведется целенаправленно и систематично.
Одной из важных задач по нравственно — патриотическому воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, поселку. Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.
Для решения данной задачи я использую разные формы работы через взаимосвязь различных видов деятельности. Работа проходит через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми и их родителями: беседы, непосредственно образовательная деятельность, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, наблюдения, экскурсии, досуги, праздники и т. д. С детьми были проведены беседы "Моя семья", "Права и обязанности ребенка", "Обязанности членов семьи", "Моя любимая мамочка", "Как я помогаю маме и папе", "Мои родственники", "Профессии родителей", "Мой любимый детский сад", "Кто работает в саду", "Мой дом", "Улица, на которой я живу", "Мой родной поселок, "Достопримечательности поселка" и т. д. Составляли рассказы на тему «С кем я живу», «Мой дом», "Мой поселок" и т. д. Деятельность дошкольников я не ограничиваю рамками группы. Одним из основных методов работы стали экскурсии: в стенах детского сада, по территории детского сада, в детскую библиотеку, в Дом культуры, также планируем сотрудничество с краеведческим музеем. После экскурсии проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка). Читали познавательную литературу о родном поселке и рассматривали картинки, иллюстрации и фотографии. Участвовали в выставке газет "Без бабушек и дедушек на свете жить нельзя", в выставке поделок и рисунков "Дары осени", "Зимушка хрустальная", оформляли стенгазеты "Моя любимая мама", "Цветы для мамы", «Моя семья", "Моя родословная» и т. д. Традиционно ежегодно участвуем в осенних и весенних праздниках, в празднике "8 марта", организуем родительский клуб, посвященный ДНЮ МАТЕРИ". Работали над такими проектами как "Моя семья, моя родословная", "Профессии родителей" - с привлечением родителей (родители приходили в группу, рассказывали о своих профессиях, демонстрировали спецодежду, предметы, необходимые для их труда, "Кто работает в детском саду?", "Спешите делать добрые дела", "Наши любимые питомцы", "Цветы" и т. д.
Следующей задачей по нравственно — патриотическому воспитанию является знакомство с малыми фольклорными формами; изучение «народной культуры и традиций», народных промыслов, чтение художественной литературы. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край мне помогают художественные средства: стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь.
Я тесно сотрудничаю с музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. С детьми и родителями проводились фольклорные развлечения, праздники. Постоянно знакомим детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, песенным фольклором, знакомим с народными промыслами и ремеслами (дымковская роспись, хохлома, гжель; русская матрешка, дымковская игрушка, богородская игрушка и т. д.).
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, предметы народных промыслов и ремесел, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края, родной страны. Очень нравится детям лепить фигурки из глины, расписывать их, в эти моменты дети ощущают себя настоящими мастерами. Программное занятие по лепке "Сонюшки-пеленашки" вдохновило меня и младшего воспитателя на организацию для девочек мастер-класса по изготовлению народных кукол-пеленашек. Не раз в группе мы устраивали посиделки в русских народных костюмах с чаепитием травяного чая из самовара с бубликами, пирогами, пряниками, баранками, с пением песен, частушек, народными играми. Поэтому такая традиция, как посиделки за самоваром, а также традиция встречать гостей хлебом и солью (сделали каравай из соленого теста) известна детям не понаслышке. Дети часто вспоминают эти моменты и с гордостью рассказывают окружающим.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», любовь к Отечеству.
В рамках данной темы был реализован проект "Месячник Победы". Это самый серьезный и ответственный проект нашей группы. Мы учили детей хранить память о павших во время ВОВ, уважать людей старшего поколения, заботиться о них; формировали представления о героях войны и о том, как сейчас люди помнят и чтят ныне живущих. Была проведена огромная рабата. Мы с детьми ходили на экскурсию в библиотеку, посетили выставку, посвященную ВОВ; учили стихи о Победе, участвовали в литературной викторине, посвященной Дню Победы; рисовали и лепили военную технику; посадили на своем участке "Сосну Победы"; готовили подарки ветеранам ВОВ; участвовали в выставке детско-родительских рисунков "Мы помним. Мы гордимся"; посетили Мини-музей воинской славы, сделали коллективную работы "Памятник павшим воинам". Дети приносили медали и награды прадедов, бабушка Оли Л. приходила в качестве гостя группы и рассказала о родственниках, участвовавших в ВОВ, вместе с родителями многие дети побывали на праздничном митинге.
Для реализации задач нравственно-патриотического воспитания в нашей группе были созданы необходимые условия. В группе оформлен уголок по нравственно-патриотическому воспитанию. Участвовали в конкурсе ДОУ "Лучший нравственно-патриотический уголок", в котором заняли 1 место.
Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников.
Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких. Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Знакомя детей с природой родного края, учу их наблюдать, видеть красоту родного края, трудиться на участке детского сада и сохранять чистоту города. В беседах предлагаю родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк. Эта совместная деятельность, где дети и родители получают знания из наблюдений, а затем делятся впечатлениями, что видели в лесу, делают поделки, фотографии.
Для этого мы составили план работы, благодаря которому старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию :
- Родительское собрание «Как воспитать маленького патриота», с презентацией нравственно-патриотического уголка.
- Вниманию родителей были представлены информационные стенды (папки-передвижки, стенгазеты, консультации.
- Активное участие родители приняли в сборе материала разной направленности для уголка.
-Участвовали в выставках рисунков, в фотовыставках, в совместных развлечениях, праздниках.
- Составляли родословную, изучали историю семьи, боевое прошлое своих родных; приняли участие в составлении семейных альбомов.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музея, библиотеки, школы и т. д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.
По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего народа; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного края. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свой поселок.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться. Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.