Снежана Кочеткова
Опыт работы по использованию игр и упражнений Монтессори-уголка в самостоятельной деятельности детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий, и мы, педагоги всегда находимся в творческом поиске для улучшения работы с детьми.
Педагогическая система Марии Монтессори заняла прочное место в педагогическом пространстве, доказав свою значимость, эффективность и продуктивность.
Так как концепция методики Марии Монтессори соответствует основным идеям и требованиям ФГОС дошкольного образования, я решила использовать элементы методики в своей работе.
Публикация «Опыт работы по использованию игр и упражнений Монтессори-уголка в самостоятельной деятельности детей младшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2019
Я работаю в 1 младшей группе. Именно младший возраст – наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствовании органов чувств. Полноценное сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Поэтому развитие сенсорных эталонов я взяла за основу в работе с детьми.
Монтессори-материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей. Эти материалы устроены так, чтобы ребенок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику, поэтому я решила использовать педагогический потенциал системы Марии Монтессори, ее дидактические игры и упражнения.
Монтессори материалы дороги, поэтому мы создали в группе специальную развивающую среду, изготовленную своими руками, заменив Монтессори-материалы на аналоги. Монтессори материалы представляют собой нечто среднее между учебными пособиями, развивающими игрушками и бытовыми предметами.
В группе создан «Монтессори уголок», где помещен материал на развитие сенсорных эталонов и практической направленности для развития мелкой моторики, ручной умелости у детей младшего возраста.
Предлагаю познакомиться лишь с малой частью упражнений.
Упражнения жизненной практики имеют особое значение для самых маленьких детей(2,5-3,5г). С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.
Мы используем в работе развивающие стенды бизиборды с различными замочками, щеколдами, цепочками, которые можно было открывать, закрывать, ощупывать, там находятся материалы, для закрепления цветов, и развития мелкой моторики, что помогает формировать у детей навыки практической жизни.
В своей работе мы также используем игры и упражнения с водой и крупой. Данные игры развивают мелкую моторику пальцев, координацию движений, внимательность.
Здесь находятся материалы для развития цветового восприятия (таблички с тканями разных цветов и оттенков, игр а «Стирка» «Одежда», «Разноцветные яйца», игры на развитие осязания (образцы тканей, шершавые таблички,на развитие обоняния (вкусовые баночки)и звукового восприятия.
Прежде, чем начать самостоятельную игровую деятельность с дидактическими играми из Монтессори-уголка, мы проводим упражнения на линии (или педагогический круг).
Это коллективное занятие, которое может включать в себя движение по линии (с колокольчиком, со свечей, со стаканом, наполненным водой). Цель: координация движений, тренировка равновесия. Также сюда можно включить коммуникативную игру, пальчиковую гимнастику. В качестве пальчиковой гимнастики мы используем комплексы игровых упражнений в стихах с массажными мячиками-ежиками Су-Джок.
После проведения упражнений на линии, каждый ребенок по своему желанию выбирает материалы и приступает к самостоятельной игровой деятельности, соблюдая следующие правила: свобода выбора любого дидактического материала, свободу выбора места работы, право свободного передвижения. Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на место, и только после этого берется следующее пособие. Если выбранный материал сейчас занят, то дети наблюдают за работой другого ребенка.
Уже сейчас видны результаты моей работы. В ходе контрольной диагностики отмечается положительная динамика в развитии представлений у детей первой младшей группы о цвете, форме, величине. Благодаря использованию специально подобранных дидактических игр и упражнений по методике Монтессори, многие дети стали более наблюдательными и внимательными. Заметно выросло у детей умение анализировать, сравнивать, сопоставлять. Дети с большим интересом рассматривают новые игры, охотно играют со знакомыми им материалами, каждый день ждут чего-то новенького.